Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Йогачары

виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой ) религиозно-философских школ буддизма махаяны. Основные идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Й. считаются: Асанга (4 в. н. э.) ≈ основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» ≈ и Васубандху (5 в. н. э.) ≈ основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6≈8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.

Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Й. развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или нирвана ; как средство её достижения у Й. особенно культивировалась йога . Одновременно в школе Й. была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.

Й. внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль ≈ так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.

Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1≈2, СПБ, 1903≈09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534≈51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1≈2, Leningrad, 1930≈32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.

В. П. Лугина.