Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

истина в словаре кроссвордиста

истина

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

истина

ж. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть {все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?}; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле.

Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник м. капитал.

В игре бабки, козны, истина пск. две пары бабок, два гнезда. Благо во образе (т. е. доступное понятию) есть истина. Свет плоти - солнце; свет духа - истина. Истина хороша, да и правда не худа. Истинный, истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный; верный, точный, прямой, подлинный, настоящий; искренний, непритворный.

Истинно употреб. также в виде уверения; воистину, вправду, верно, право, притоманно, взабыль, ей-ей. Истый, истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий; верный; неложный, истинный; прямой, правдивый. Он истый отчизник. Не ври, говори истое дело. Кто за правду горой, тот истый герой. Исто, истое сущ. стар. южн. зап. истиник, наличное, капитал. Не о ростах речь, кола исто пропало. Истость ж. истина; свойство или принадлежность, качество, сост. истого. Истость слов его оправдалась на деле. Истота ж. естество, сущность, самая суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый, истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий. Сын-то истовый отец, очень схож. Говорю тебе истовое слово. Он истово молится. Истово что так, правда. Человек истовый, правдивый, хороший. Истовость ж. свойство, принадлежность, сущность истового. Истовина ж. вещь вполне годная взамен, на подставу, замест чего. Истованныый орл. тул. истовный, истовитый тамб. истовенный, -вленный перм. истоапаный или истокойный вологодск. истоконный арх. истый, истовый, подлинный или настоящий, сущий, точь в точь, капля в каплю. Дочка-то истоконная мать.

Истиник м. капитал, чистоган; не мнимое, оборотное или долговое богатство, а истинное, наличность. Сведи его на истиник, так и лопнул, на чистый капитал. Истешенько арх. точь в точь. У меня истешенько такой плат. Истовительный сиб. истовый, настоящий, подлинный, неподложный. Истовик м. истый или истовый предмет, вещь: подлинный, настоящий. Это камешек истовик, без порчи, без подделки. Ист? междомет. твер. пропал, исчез.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

истина

истины, ж.

  1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.

  2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.

  3. утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало. Пушкин. Святая истина (разг.) - непререкаемое положение, утверждение. Во истину (церк.-книжн., ритор.) - действительно, в самом деле,

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

истина

-ы, ж.

  1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине.

  2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине.

  3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить (наставить) кого - на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина (книжн.) - непререкаемое положение, утверждение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

истина

ж.

    1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности.

    2. Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания (в философии).

  1. То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.

  2. Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

истина

соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

Большая Советская Энциклопедия

Истина

верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: «...прав тот, кто считает разделенное (в действительности. ≈ Ред.) ≈ разделенным и соединенное ≈ соединенным...» (Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.≈Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

══В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектический подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.

Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически ≈ как форму психологического состояния личности.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха ( прагматизм ), либо, наконец, как наиболее простой, «экономичной» взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер.

Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеческих представлений, «...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

Наука ≈ не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.

И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И. ≈ «дитя эпохи». Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия. Диалектический материализм «...признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.

В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., которая в этом смысле складывается из суммы относительных И.«...Человеческое мышление, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (там же, с. 137).

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «...всякую истину, если ее сделать ,,чрезмерной■..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, ≈ вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1≈2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.

Проблемы, связанные с теоретическими и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания .

А. Г. Спиркин.

Википедия

Истина

И́стина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной , если она соответствует предмету.

Истина (альбом)

И́стина — альбом группы « Монгол Шуудан ». Выпущен в 1996 году .

Истина (фильм)

«Истина»кинофильм режиссёра Анри-Жоржа Клузо , вышедший на экраны в 1960 году .

Истина (значения)

Истина

Слово произошло от старославянского истъ, истовъ «истинный, сущий». Аналогичное происхождение имеют также слова «существо» и «существовать» (также пол. Istota, istnie).

  • Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
  • Истина — знание, соответствующее действительности.
  • Истина — Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАучно-технической информации.
  • Истина — капитал, тело долга.
  • Истина — альбом группы Монгол Шуудан. Выпущен в 1996 году.
  • Истина — фильм режиссёра Анри-Жоржа Клузо 1960 года.
  • Истина — журнал, издававшийся с 1863 по 1889 годы.
Истина (журнал)

Истина — российский единоверческий журнал , издававшийся в XIX веке в Пскове . Первый журнал подобного рода.

Возник в 1863 году как старообрядческая газета, и издавался в Пруссии . С переходом его главного редактора в единоверие стал издаваться в России в форме журнала, борясь со старообрядческим расколом (первоначально — главным образом против беспоповцев - федосеевцев ). Прекратил издаваться в 1889 году после смерти главного редактора.

Истина (Секретные материалы)

«Истина» — 19-й и 20-й эпизоды 9-го сезона сериала «Секретные материалы» , объединенные в один. Премьера состоялась 19 мая 2002 года на телеканале FOX . Эпизод позволяет более подробно раскрыть так называемую « мифологию сериала », заданную в пилотной серии . Это последние эпизоды в сериале.

Режиссёр - Ким Мэннэрс , авторы сценария — Крис Картер , приглашённые звёзды — Уильям Б. Дэвис , Николас Леа , Джеймс Пикенс-мл. , Лори Холден , Мэттью Глэйв , Джефф Галка , Крис Оуэнс , Адам Болдуин , Алан Дэйл , Патрик Стюарт Эсприт , Джулия Вера , Стивен Уильямс , Том Брэйдвуд , Дин Хэглунд , Брюс Харвуд и Уильям Дивэйн .

В США серия получила рейтинг домохозяйств Нильсена, равный 7,5, который означает, что в день выхода серию посмотрели 13.25 миллионов человек.

Главные герои сериала — агенты ФБР , расследующие сложно поддающиеся научному объяснению преступления, называемые Секретными материалами. . Серия концентрируется на расследовании агентов Даны Скалли ( Джиллиан Андерсон ), Джона Доггетта ( Роберт Патрик ) и Моники Рейс ( Аннабет Гиш ), а также помощнике директора ФБР Уолтере Скиннере ( Митч Пиледжи ) и Фоксе Малдере ( Дэвид Духовны ).

Примеры употребления слова истина в литературе.

С другой стороны, когда Шестов противопоставляет абсурд обыденной морали и разуму, он называет его истиной и искуплением.

Однозначный ответ был бы неправдой, Акутагава искал Истину, искал в человеке то, что в нем нетленно и иногда проявляется: во временном искал вечное.

В самом деле, они присваиваются Ему всегда ввиду чего-либо встречающегося среди творений, поскольку же все частное, отдельное, имеющее противоположность может подходить Богу только с крайним умалением Его, утвердительные определения в отношении Его пусты, как говорит Дионисий: если назовешь Его истиной, на ум приходит ложь, если назовешь добродетелью, на ум приходит порок, если назовешь субстанцией, на ум приходит акциденция и так далее, тогда как Бог если и субстанция, то всеобъемлющая, которой ничто не противостоит, и если истина, то лишь всеобщая и без противоположений, почему эти частные имена могут подходить ему лишь с бесконечным умалением.

Небесные ангелы таковы, потому что, будучи в мире, они принимали и теперь принимают Божественные истины немедленно в жизнь, не принимая их, как духовные ангелы, предварительно в память и мысль.

Что это так, то это видно по ангелам внутренних небес: будучи по Господу во благе и истине, а потому в мудрости и разумении, они являются в прекраснейшем и совершеннейшем человеческом образе, а ангелы низших небес в менее совершенном и менее прекрасном.

Небес говорят, это правда, по видимости, но мыслят по истине, которая в том, что от Неба Ангельского, исходящего от Господа, Он управляет вселенной.

Четко отметив эти истины, мы указывали далее, что мы согласны с тем, чтобы коммунистические партии прилагали усилия для избавления народов Югославии от рабства и нищеты, но вновь подчеркивали, что, по нашему мнению, югославские руководители слишком далеко зашли на антимарксистский путь, на путь подчинения американским и английским империалистам.

Заменителем достоверности, по его мнению, должна быть только вероятность Таким образом, буржуазная правовая наука в вопросах понимания истины, ее достижимости в судебной деятельности всегда стояла на антинаучных позициях.

Ваше исповедание, которым Вы, наоборот, определяете, что правая вера во Христа и начало всякой благой воли, согласно кафолической истине вдыхается через предваряющую Божию благодать в души отдельных людей, утвердили Мы властью Апостольского Престола.

Он излагает их именно так, как излагаются математические аксиомы, - устанавливает их как истины, которые должны быть приняты априорно и из которых вытекают неоспоримые выводы.

Ханна Арендт Каждая истина должна уметь благословить преходящее, как говорили раньше, иначе она не имеет никакой цены.

Олег пробормотал: -- Что нужно могучему повелителю Артании от скромного искателя истины?

Ни Маргарита, ни Филипп даже не представляли, насколько его слова были близки к истине и какую зловещую роль сыграл Робер Артуа в небывалой щедрости английской королевы.

Слава Богу, что мы дожили до этого времени и имеем в Вашем лице архипастыря, безбоязненно глаголющего слово Истины.

Если бы истина устанавливалась всегда впереди и мы действительно двигались бы по асимптоте к некоторой абсолютной истине, никогда ее не достигая, а имея все время лишь относительные истины, то, как вы сами понимаете, ни в одной точке этого движения никто никогда никакую истину вообще не мог бы высказать.

Источник: библиотека Максима Мошкова