иконография в словаре кроссвордиста
иконография
- Коллекционирование портретов, гравюр
- Строго установленные правила изображения определённого сюжета или лица
- Направление в живописи, скульптуре, графике, изучающее различные виды изображений какого-либо лица, события или местности
- Совокупность таких изображений
- Правила, которых должен придерживаться художник при изображении определенных сюжетов и лиц
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
иконографии, мн. нет, ж. (от греч. eikon образ и grapho - пишу) (науч.).
Наука, занимающаяся изучением портретных изображений.
кого-чего. Систематическое описание изображений какого-н. сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса.
собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. (спец.).
Описание и изучение изображений каких-н. лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. Я. Пушкина.
собир. Совокупность таких изображений.
-
Правила, к-рых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.
прил. иконографический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Описание и изучение изображений какого-л. лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры.
Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-л. лица.
Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение, образ и... графия) в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. eikón ≈ изображение, образ и ...графия ) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании И. ≈ описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 ≈ начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
В исторической науке И. ≈ система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической И. распространяются на фото- и кинодокументы.
Под И. понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.
Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939; Réau L., Iconographie de l▓art chrétien, v. 1≈3, P., 1955≈59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959≈67; Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 ≈; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.
К. Г. Богемская.
Википедия
Иконография в изобразительном искусстве строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
В иконографии выделяют:
- Иконография Богородицы ,
- Иконография Иисуса Христа ,
- Иконография Будды и бодхисатв в буддийском искусстве, и т. д.
На протяжении веков по мере обогащения искусства новым содержанием иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников вызвали как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
Примеры употребления слова иконография в литературе.
Меня также заинтересовало разнообразие форм тамплиерского креста в различных регионах: я уже заметил эту вариативность, изучая разношерстную иконографию по своей теме.
Эта иконография была особенно популярна в терракотовых фигурках, в изображениях на медалях и монетах.
Однако заметим, что в данном случае иконография предполагает одновременное наличие нескольких атрибутов, связанных с измерением, исчислением и взвешиванием.
Все попытки подобного рода свидетельствовали о необходимости новой иконографии, новой интерпретации.
По художественным поизведениям изучают художественные произведения, а историческую подлинность полагается узнавать и восстанавливать не по пьесам, романам и опереттам, а, согласитесь, по документам, архивам, реальному предметному миру, иконографии, раскопкам и прочему, что не есть плод ума, фантазий и эмоций, а на самом деле существовало.
Это было связано с тем, что в изобразительном искусстве, в отличие от литературы, не существовало традиций и иконографию Эроса надо было создавать практически заново.
Все они в той или иной мере создают свою собственную интерпретацию Эроса и иконографию, с ним связанную.
Классицизм, который не утратил в эту эпоху своих позиций, а даже получил поддержку со стороны академического искусства, использовал традиционную иконографию Эроса, основанную на античной мифологии.
Он широко использовал сюжеты и иконографию классической живописи, правда трактуя их в реалистической манере.
Эти попытки, конструктивные или деконструктивные, скептические и догматические, символические и прагматические, создают новую, отличную от предыдущих эпох, иконографию эроса.
Очевидна связь эмблематического образа с той иконографией творения, о которой мы говорили, - но прочитанной не в теологическом контексте, а в контексте творческих усилий художника.
Древние мексиканские тексты и иконография не оставляют сомнений, что идентификация Кецалькоатля с Утренней Звездой или Венерой была составной частью его культа.
Источник: библиотека Максима Мошкова