Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

идам в словаре кроссвордиста

Мифологический словарь

идам

(будд.) — в буддийской мифологии ваджраяны — божество-охранитель. В качестве И. может выступать любой персонаж буддийского пантеона, которого верующий выберет своим покровителем, но в то же время И. — это особый будда самбхогакаи. Считается, что созерцание И. и отождествление себя с И. способствует просветлению. И. разделяют на мирных, гневных и полугневных, а также на мужских (гневные — херука, мирные — бхагават) и женских (гневные — дакини, мирные — бхагавати).

Википедия

Идам

Идам, также йидам, иштадевата (, шэнь-ти, , ), Вайли yid dam, сокращение от тибетского yid-kyi-dam-tshig) — образ просветлённого существа в Ваджраяне . С идамами связаны тантрические практики, медитации, изображения, скульптуры и мантры . Идамы — умозрительные формы, радостные, мирные или гневные, различного вида, часто со многими руками, головами и глазами.

Для практикующего тантрический буддизм идам выражает качества просветлённого ума. На визуализации идама практикующий концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов и в повседневной жизни. С этой точки зрения популярное понимание идама как персонального божества или божества для медитаций не совсем корректно. Идам является идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственную природу Будды . Постоянная практика идама в течение жизни способствует удержанию сознания в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти и направляет практикующего к достижению реализации.

Идамы имеют разные образы — бодхисаттвы , воплощающие сострадание (такие как Авалокитешвара или Манджушри , учителя (такие как Падмасамбхава , Кармапа ), гневные формы защитников Учения (такие как Хаягрива , Ваджракилая , Ваджрапани , Хеваджра , Махакала или Палден Лхамо ). Например, существует форма Авалокитешвары с одиннадцатью головами и четырьмя руками, но также и тысячерукая форма. Идамы радостной, мирной или гневной формы, одиночные и в союзе, могут представляться огромными как горы и маленькими как пылинки. Но суть их всегда одна — создание связи с природой Будды практикующего. Нередко идамы изображают в форме яб-юм — переплетающихся в объятиях мужского божеств. Формы яб-юм связаны с особыми тантрическими практиками.

Медитация с идамами проводится в соответствии со строго выработанным ритуалом. Обязательным условием работы с идамами является принятие обетов бодхисаттвы — обязательствам достичь просветления для блага всех живых существ, и хотя бы минимальное понимание принципа пустотности всех вещей и явлений. Для работы с идамом необходимо получить от ламы соответствующую инициацию ( посвящение того или иного уровня), в которую входит ритуал с начитыванием текста .

Идамы не могут быть уподоблены демонам или ангелам, охраняющим или противодействующим человеку, как в христианской , иудейской или мусульманской традициях и мифологиях. Идам — это умозрительная форма просветлённого существа, воспринимая и отождествляясь с которым, буддист может реализовать свою природу Будды .

В ануттаратантре школ кагью, гелуг и сакья и в махайоге школы нингма медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную визуализацию и поэтапную трансформацию сознания для достижения состояния Махамудры. В ануйоге школы нингма используется метод мгновенного превращения в идама.

Тот или иной идам для практикующего выбирается ламой-учителем как «персональное божество» в соответствии с натурой ученика — его интеллектуальными способностями, склонностями, характером.

Буквально понятие yid-kyi-dam-tshig означает обязательство ( самая ) ума, удержание сознания в состоянии спонтанной свободы и ясности, которые составляют его истинную природу.