Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

зиновий отенский

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (? - ок. 1568) писатель, монах, ученик Максима Грека. Обличал Феодосия Косого и других еретиков.

Большая Советская Энциклопедия

Зиновий Отенский

мних Зиновий (умер около 1568), русский церковный писатель 16 в. Жил в новгородском Отенском монастыре, куда был, видимо, сослан после осуждения его учителя Максима Грека . В своих сочинениях («Истины показание к вопросившим о новом учении», 1863; «Послание многословное», 1880) З. О. выступал против антикрепостнических и реформационных гуманистических идей Феодосия Косого . З. О. подробно разрабатывал вопросы церковной догматики, критиковавшейся еретиками, и призывал к жестокой физической расправе над ними (см. Ереси ).

Лит.: Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV ≈ первой половине XVI вв., М., 1960.

Википедия

Зиновий Отенский

Зиновий Отенский ( — 1568 ) — богослов , православный полемист XVI века .

Инок Отенского новгородского монастыря, сосланный туда около 1526 из Москвы ; известен как автор полемического сочинения: «Истины показание к вопросившим о новом учении» (Казань, 1863 ) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается «Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним» (М., 1880 ).

Во всех своих сочинениях Зиновий является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон , крестов , мощей , монашество . Будучи учеником Максима Грека , Зиновий, тем не менее, стоит за сохранение монастырского имущества, доказывает его законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их «врагами Христовой веры», «безбожными», «лживыми», рекомендует православным удаляться от них, но Зиновий не говорит о смертной казни еретиков, по его словам их «затворением наказуют».

Вообще, по своим воззрениям, Зиновий ближе подходит к Иосифу Волоцкому , нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов Зиновия, который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье ею пользоваться. «Истины показание», например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как «Просветитель» Волоцкого . Это сочинение написано по строго обдуманному плану и даёт полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: «Како спастися?».

В своих сочинениях Зиновий нередко прибегает к отвлечённым и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа , а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется Зиновий и общими в то время полемическими приёмами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, «лукавый», «безумный», «предтеча антихриста», и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д.

Сочинения Зиновия написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь святого Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, Зиновий не щадит и «верных». Так, в слове в честь святого Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает «владущих и правителей земских» за их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость. Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории движений XVI веков , выразившихся в ересях Косого , Башкина и других.

«Истины показание» и похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву , а «Многословное послание», написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространённых там протестантских доктрин.