Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

земляное полотно

основание из грунта для устройства на нем верхнего строения пути железной дороги и дорожной одежды автомобильных дорог. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства.

Большая Советская Энциклопедия

Земляное полотно

сооружение, служащее основанием верхнего строения ж.-д. пути или дорожной одежды автомобильные дороги. З. п. воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решётки, балласта и подвижного состава (на ж. д.), от дорожной одежды, автомобилей и т.п. (на автомобильной дороге), равномерно распределяя эту нагрузку на нижележащий естественный грунт. З. п. ≈ один из главных элементов дороги, от состояния которого зависит исправность ж.-д. пути и дорожной одежды.

В состав З. п. железных дорог (рис. 1) входят насыпи, выемки, а также резервы, кавальеры и водоотводные устройства (кюветы, лотки, нагорные и забанкетные канавы, дренажи и др.), укрепительные и защитные сооружения. Ширина основной площадки железнодорожного З. п. в СССР (на прямых участках пути) принята для однопутных линий 1-й и 2-й категорий ≈ 7 м, 3-й категории ≈ и5,8 м, 4-й ≈ от 5,5 до 5,8 м. В скальных, крупнообломочных и песчаных (кроме мелких и пылеватых песков) грунтах ширина уменьшается соответственно до 6 и 5,2м. При проектировании 2-го пути расстояние от его оси до бровки З. п. принимается 3,5 м. На кривых участках ширина З. п. увеличивается в наружную сторону на 0,1≈0,5 м в зависимости от радиуса кривой.

З. п. автомобильных дорог (рис. 2) слагается из проезжей части, двух обочин, разделительной полосы или парапетов. Ширина основной площадки З. п. принимается для дорог 1-й категории 27,5 м и более, 2-й и 3-й категорий 15 и 12м; 4-й и 5-й категорий 10 и 8м. Крутизна откосов насыпей и выемок определяется в зависимости от свойств грунтов, геологических, гидрогеологических и климатических условий местности, способов производства работ, а также от высот насыпи и глубины выемки. Для придания устойчивости откосам З. п. применяются следующие виды укрепления: посевы многолетних трав, укладка дёрна, плит и др., посадка кустарника, фашины, покрытие сборным или монолитным бетоном или железобетоном.

Сооружение З. п., как правило, осуществляется специальными механизированными колоннами или отрядами, которые имеют землеройные и транспортные машины: экскаваторы, автосамосвалы, прицепные и самоходные скреперы, грейдеры-элеваторы, автогрейдеры, шнековые планировщики, а также машины для уплотнения грунтов в насыпях и выполнения отделочных работ.

Лит.: Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел Д, гл. 6. Автомобильные дороги промышленных предприятий, М., 1964.

Википедия

Земляное полотно

Земляное полотно железной дороги — комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути , обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие ее неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность широкой механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.

Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. Различают типовые и индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Типичные профили в свою очередь делятся на нормальные и специальные. Нормальные профили применяются при сооружении земляного полотна на надежном основании из обычных грунтов. Специальные профили используются в специфических условиях: при наличии вечной мерзлоты, подвижных песков, лессов, скальных грунтов, болот и тому подобное. Индивидуальные профили применяются в сложных топографических, гидрологических, геологических и климатических условиях и при высоте откосов более 12 м. При этом все размеры обосновываются конкретными расчетами.