Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

зелоты

(или зилоты), зелотов, ед. зелот, зелота, м. (греч. zeiotai) (истор.). Партия еврейской городской и сельской бедноты в древней Палестине, боровшаяся против римлян.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

зелоты

ЗЕЛОТЫ (греч. Zelotai, букв. - ревнители) социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во 2й пол. 1 в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии возглавили восставших в Иудейской войне 66-73.

Большая Советская Энциклопедия

Зелоты

(греч. Zēlōtái ≈ перевод древнеевр. каннаим ≈ ревнители), социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение, возникшее в Иудее во 2-й половине 1 в. до н. э. и организационно оформленное в начале 1 в. н. э. под руководством Иуды Галилеянина. З., опиравшиеся на социальные низы и отчасти средние слои, были самыми решительными противниками римского владычества и господствующих классов Иудеи. З. вместе с выделившимся из них крайне радикальным течением сикариев были руководителями восставших в Иудейской войне 66≈73 .

Лит.: Ранович А. Б., Социальная революция в Иудее в 66≈73 гг., «Вестник древней истории», 1937, ╧1; Лившиц Г. М., Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима, Минск, 1957; Hengel М,, Die Zeloten. Untersuchungen zur jüdischen Freiheitsbewegung in der Zeit von Herodes 1. bis 70 n. Chr., Leiden-Köln, 1961.

Википедия

Зелоты

Зело́ты (от , букв. «ревнитель, приверженец», , канаим) — социально-политическое и религиозно- эсхатологическое течение в Иудее , возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.

Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества , для достижения которой считались пригодными любые средства. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого . С фасада Иерусалимского храма , отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы , грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привели к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После незаконного изъятия римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали так называемое Великое еврейское восстание , приведшее к войне 66 — 73 годов н. э. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами .

Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это также тем, что Израилем может управлять только Мессия  — потомок Давида . Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище «сикарии» . Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев Менахем , сын Иуды, захватив крепость Масаду , перебил римский гарнизон.

Наиболее известные зелоты — Симон Бар-Гиора и Йоханан из Гискалы . Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту » (наряду с фарисеями , саддукеями и ессеями ), о которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий .

Согласно Библии , среди апостолов Иисуса был зелот Симон . Немецкий библеист Оскар Кульман в своей книге «Иисус и Цезарь» обосновывает принадлежность к зелотам ещё трех апостолов — Петра, его брата Андрея и Иуды.

Примеры употребления слова зелоты в литературе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЭПОХИ ВТОРОГО ХРАМА Фарисеи Саддукеи Ессеи Римляне и Пилат Зелоты Синедрион и первосвященник.

Сына Симона, Элеазара, хотя он имел в своих руках отнятую у римлян добычу, похищенные у Цестия деныи, а равно и другие государственные суммы, они все-таки не хотели поставить во главе правления, так как они видели в нем властолюбивого человека, а преданные ему зелоты вели себя, как его телохранители.

В то же время зелоты, опасавшиеся теперь засудьбу идумеян больше, чем за свою собственную, собрались, чтобы обдумать, не могутли они оказать им какую-либо помощь.

Идумеяне согласились и двинулись через город к храму, где зелоты с напряженным нетерпением ожидали их прибытия.

После их смерти зелоты вместе с иудейской ордой накинулись на народ и уничтожили его, как стадо нечистых животных.

Этот оправдательный приговор зелоты встретили с неистовым шумом: все они были возмущены тем, что судьи не хотели понять призрачности данной им власти.

Но зелоты были так бесчеловечны, что одинаково лишали погребения как убитых на дорогих, так и замученных в городе, точно они обязались вместе с отечественными законами попирать также и законы природы и наряду с преступлениями против людей издеваться еще над божеством, - они оставляли тела мертвых гнить на солнце.

Все человеческие права зелоты попирали ногами, божественное они осмеивали, а над словами пророков издевались, как над пустой болтовней.

Хотя зелоты в общем верили в это пророчество, тем не менее они сами сделались его исполнителями.

Опасаясь изменнического нападения, зелоты решились опередить человека, возрастающее могущество которого сделалось угрожающим для них самих, и вооруженными в больщом числе выступили ему навстречу.

Из внешних врагов Симон был для народа страшнее римлян, а зелоты внутри города были ему страшнее их обоих.

Симона пало и немало было унесено раненными, ибо зелоты со своих возвышенных позиций стреляли легко и всегда попадали в цель.

Когда зелоты, с которыми уже вступил в союз Иоанн, терзали городское население, он убедил народ впустить Симона как спасителя, не сговорившись с ним предварительно и не ожидая с его стороны ничего дурного.

Этот оправдательный приговор зелоты встретили с неистовым шумом: все они были возмущенны тем, что судьи не хотели понять призрачности данной им власти.

Скорее всего ему в этом помогали зелоты, имевшие в Иерусалиме своих людей.

Источник: библиотека Максима Мошкова