Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

живые картины

синтетический вид творчества, особо популярный в период широкого распространения просветительского классицизма (18 - нач. 19 вв.). Компоновались из натурщиковактеров (обычно на темы известных произведений искусства), являясь своеобразными статическими мини-спектаклями. Их современным вариантом служит перформанс.

Википедия

Живые картины

ref="Роулендсон, Томас">Томас Роулендсон. Аттитюды Эммы Гамильтон. ок. 1790. Исполнением живых картин прославилась Эмма Харт (в замужестве — леди Гамильтон ). Её способность принимать разные позы, менять выражение лица, оттенять свои живые картины игрой шалей, обнаружил художник Джордж Ромни , натурщицей которого она была. Свои представления-« аттитюды » , изображающие античные произведения искусства, Эмма проводила в богатых особняках и в аристократических салонах. Гёте , посетивший в 1787 году дом лорда Гамильтона , британского посланника в Неаполитанском королевстве , оставил описание такого представления в своём « Путешествии по Италии »: Кавалер Гамильтон... заказал ей греческую одежду , которая к ней очень идёт; при этом она распускает свои волосы, берёт несколько шалей и делает целый ряд изменений в позах, жестах , линиях и т. д., так что под конец просто кажется, что грезишь. То, что столько тысяч художников желали бы изобразить, видишь здесь совершенно готовым в движениях и неожиданных изменениях. Она является стоящая, коленопреклонённая, сидящая, лежащая, серьёзная, печальная, насмешливая, страстолюбивая, кающаяся, ласкающая, грозящая, робкая и т. д.; одно сменяется другим, одно вытекает из другого. Она умеет для каждого выражения приноровлять и изменять складки покрывала и делает себе сотни различных головных уборов одними и теми же платками. Старый кавалер светит ей при этом.

В качестве источника для вдохновения Эмма использовала коллекцию античных ваз своего будущего супруга, в том числе — знаменитую Портлендскую вазу . В 1802 году Элизабет Виже-Лебрен , встретив леди Гамильтон в Лондоне, пригласила её к себе чтобы устроить представление для узкого круга знакомых: Я поставила посреди моей гостиной большую раму, прикрытую справа и слева ширмами. Огромная свеча расточала сильный свет, оставаясь невидимой, и освещала леди Гамильтон, как освещают картину... Леди Гамильтон принимала в этой раме разные позы с удивительной выразительностью... Она переходила от скорби к радости, от радости к ужасу так хорошо и так быстро, что все мы были в восторге.

Живые картины отвечали стилевым запросам времени, а потому привлекали разных хореографов и давали толчок новаторским поискам. Историк балета В. М. Красовская предполагает, что главные деятели итальянской хореодрамы , уроженцы Неаполя Гаэтано Джойя и Сальваторе Вигано могли видеть либо выступления леди Гамильтон, либо их изображения: «Во всяком случае, отчётливый жест, скульптурно выдержанная поза, выразительная мимика — словом, все средства воплощения сильной страсти были характерными признаками хореодрамы. Движение там рождалось из выразительной позы и умирало в ней. А значит, опыты Эммы Гамильтон предлагали профессиональной балетной сцене Италии ценный материал для пантомимы ».

Мгновенная смена выразительных поз порождала мотив движения, его естественный, свободный посыл. Природа такого, остановленного на лету движения интересовала и живописцев, а благодаря живописи новые пластические опыты проникали в профессиональный театр разных стран. На рубеже XVIII-XIX веков пластические опыты дилетанток так или иначе сказывались в первую очередь в практике балетного театра. Вслед за ними балет обращался к живописи и скульптуре, разнообразя как сюжеты, так и свои выразительные средства.

Опыты живых картин влияли и собственно на танец: так, танцующие фигуры и группы с шалями часто встречаются на эскизах сотрудника Вигано, театрального художника .

В 1794 году художник , запечатлевший многочисленные позировки леди Гамильтон в неоклассическом стиле, опубликовал альбом из 12 гравюр по своим рисункам, выполненных Томасом Пироли . В 1807 году художник издал расширенный альбом карикатур по мотивам этих рисунков.

Во времена французской революции в Париже стали популярны групповые живые картины на сюжеты из античной истории. В отличие от импровизаций Эммы Гамильтон они были статуарными — каждое «полотно» демонстрировалось некоторое время, затем занавес закрывался и позировки участников изменялись для следующей картины. Постановщиками таких представлений были госпожа Жанлис и художники Жак Луи Давид и Жан-Батист Изабе .

В году в Париж приехала немецкая актриса Генриетта Гендель-Шютц . Она давала свои представления в театре « Одеон » а также на специально оборудованной частной сцене. Описание её выступления оставил драматург Теофиль Дюмерсан : перед «обществом, состоявшим из первоклассных учёных и художников... одетая в лёгкую тунику и окутанная просторным покрывалом из тончайшей шерсти, она объявила, что представит произведения скульптуры начиная от её истоков... С покрывалом, стянутым на лбу и ниспадающим ровными длиными складками до полу, она изобразила Изиду, таинственную эмблему природы». Изида превратилась в лежащего сфинкса , за ним последовали позы кариатид . «Египетский стиль сменила прекрасная пора Греции, и г-жа Шютц сумела сообщить бóльшую грацию своим движениям и позам». Появились элементы сюжета: мраморная Галатея обретала жизнь и способность чувствовать, Ниобея пыталась спасти от гнева Аполлона своих дочерей, роли которых исполняли три девушки. Образы скульптуры сменила живопись. Представляя Магдалину , Шютц переходила «от выразительности фигуры, призванной соблазнять и нравиться, к передаче раскаяния». Изысканная публика сочла, что искусство Шютц «свидетельствует о глубоком и даже утончённом изучении различных школ скульптуры и живописи»

В России постановкой живых картин занимались Константин Маковский , Валерий Якоби и другие художники.

В начале XX века известной исполнительницей живых картин была Ольга Десмонд . Её «Ассоциация идеальной культуры» организовывала «вечера красоты», на которых обнажённая Ольга выступала в виде ожившей статуи Венеры и т.п. В году она дала единственное выступление в Санкт-Петербурге, на котором впервые представила на русской сцене обнажённую натуру . Из-за последовавшего скандала её остальные выступления были запрещены городскими властями.

В наше время этот художественный приём иногда используется модельерами при показе мод. Так, однажды устроила показ в парижском отеле «», в номерах которого манекенщицы, одетые в модели из её новой коллекции, красили ногти и поправляли макияж, имитируя живые картины.