Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

драга в словаре кроссвордиста

драга

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

драга

драги, ж. (фр. drague) (тех.). Небольших размеров землечерпательная машина.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

драга

-и, ж.

  1. Плавучая землечерпальная машина, снабженная оборудованием для промывки вычерпанного грунта.

  2. Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных.

    прил. дражный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

драга

ж.

    1. Плавучее сооружение, оснащенное многочисленными черпаками для подъема со дна водоемов породы, содержащей золото или другие полезные ископаемые.

    2. Землечерпальная машина для углубления дна водоемов.

  1. Гидрологическое устройство для добывания растений и животных со дна глубоких водоемов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

драга

ДРАГА (от англ. drag) плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.

Большая Советская Энциклопедия

Драга

(от англ. drag), плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д. подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР , морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР ). Д. оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча≈обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.

Морские и континентальные Д. различают: по роду энергии ≈ электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) ≈ канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии ≈ малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие ≈ одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков ≈ малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие ≈ землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.

Область применения Д. ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских ≈ одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.

Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.

В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30≈40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д. Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д. с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д. нескольких типоразмеров (см. таблицу).

В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.

Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.

Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д. отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8≈98,6%, а лёгких минералов 89,5≈95,6%). Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.

Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970)

Показатели

Иркутский завод тяжёлого машиностроения

Пермский маши- ностроительный завод

80Д

150Д

250Д

600Д

ОМ-431

ОМ-417

Ёмкость черпака, л

80

150

250

600

380

400

Подводная глубина черпания, м

6

9

12

50

30

17

Средняя производительность, м3/ч

100

180

320

500

400

450

Установленная мощность электродвигателей, квт

392

800

1082

7300

2110

2494

Габариты, м:

длина

50,2

74,6

92,0

236,0

156,2

122,8

ширина

16,7

24,5

26,0

50,0

35,9

38,6

высота

17,0

21,6

25,7

53,7

39,0

35,0

Конструктивная масса, т

386

912

1373

10331

3252

2594

Водоизмещение в рабочем состоянии, т

410

990

1460

10854

3480

2865

Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969.

В. Г. Лешков.

Википедия

Драга

работы драги

В России драги широко применяются на россыпных золотых приисках Урала , Восточной Сибири и Дальнего Востока .

Также иногда драгой называют судно, на которое установлен такой агрегат.

Существуют драги, которые работают по принципу землесоса , то есть засасывают породу и перекачивают её на обогатительную фабрику.

Драга оказывает колоссальное воздействие на экосистему реки, фактически полностью уничтожая её старое русло и берега.

Примеры употребления слова драга в литературе.

И вот, по третьему годочку, помер у них вымоленный у Господа первенец их драгой, утеха старости.

Много было славных вех на этом героическом третьем пути: и золотая рыбка, и скотоложество с лягушкой царских кровей, и мичуринская помесь курицы с колымской драгой, чтоб нести золотовалютные яйца.

И Виктор Савин во время летних каникул где и кем только не работал: гонщиком на подвозке золотоносных песков, водоливом на драге, добывающей ценный металл, грузчиком на сенном складе под Ишимом, токарем на Лисьвенском заводе.

А из курилки им приветственно машет минометный экипаж в составе: Скляренко, Кравченко, Максимченко, Голиней, Драгой и выпадающий из контекста Юлдашев.

Сделай с ним получше, чем с Драгой, - сказал Ууламетс, и подбросил птицу вверх, и над костром пронеслось тяжелое хлопанье крыльев.

Там, на поверхности кой-чего творилось, как раз когда ты уснул, кто-то все время возился и трепыхался, включили тьму сонаров и опускали детекторные драги, такое ощущение, что кто-то чего-то искал.

Я думаю, что должен как следует все проверить и перестать портить отношения с Ивешкой, потому что Ууламетс не очень-то жаловал людей, не с тех пор, как женился сам, а с того времени, как он застал жену за своей книгой: Драга сделала его недоверчивым к людям, а затем рядом появился и Черневог.

А теперь подведем итог: Маленка умерла, Драга умерла, Ууламетс умер, Черневог.

Он вновь почувствовал себя ребенком, убегавшим из дома, а волки, которых послала Драга, уже перерезали ему дорогу, и он уже ощущал совсем рядом их острые зубы и желтые глаза.

А через некоторое время он спрятал в ней свое сердце, надеясь на то, что уж там-то Драга никогда его не найдет его.

И он был уверен, что ни Драга, ни Ууламетс, ни даже Ивешка не смогли миновать этого.

Этой ночью я забрала его в дом, - сказала Драга, - зная, что ты где-то поблизости.

Если бы он сделал то, о чем просила его Драга, и привел к ней Ивешку, то тогда он потерял бы всякую надежду для себя найти место в этом мире.

Глядя в огонь, Драга сказала: - Многие вещи, могут переходить через границу собственного пространства, но не все они при этом изменяются.

Тут Драга взяла ее руки в свои и сжала их едва ли не до хруста в костях, и Ивешка открыла было рот, чтобы закричать, защищаясь от боли, но мать продолжала, не обращая на нее внимания: - .

Источник: библиотека Максима Мошкова