Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

донателло в словаре кроссвордиста

донателло

Энциклопедический словарь, 1998 г.

донателло

ДОНАТЕЛЛО (Donatello) (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386-1466) итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы ("Св. Георгий", 1416, "Давид", 1430, "Юдифь и Олоферн", 1456-57), монументального конного памятника ("Гаттамелата" в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27).

Большая Советская Энциклопедия

Донателло

(Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, ≈ 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404≈07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти . В 1425≈38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо . Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423≈34 и 1457≈61), Риме (1430≈33), Падуе (1444≈53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто . В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа).

Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406≈08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411≈13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Д. в 1416≈35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески , вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423≈27). В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425≈27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428≈33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433≈39, Музей собора, Флоренция). Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг. бронзовая статуя Давида ≈ первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирической мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной искусству античности внутренней сложностью и многоплановостью образа. В 1434≈43 Д. оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм. Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения ≈ конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447≈53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Д. выполнил в 1446≈50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456≈57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см. илл., завершены учениками Д., ≈ все во Флоренции). Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Д. были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло , Андреа дель Кастаньо , Андреа Мантеньей и др. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль .

Лит.: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Planiscig L., Donatello, Firenze, 1947; Janson Н. W., The sculpture of Donatello, v. 1≈2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963.

М. Я. Либман.

Википедия

Донателло

Донате́лло (, полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди ; ок. 1386 — 13 декабря 1466 , Флоренция ) — итальянский скульптор эпохи Возрождения , основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется,что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло (Черепашки-ниндзя)

Донателло (или Донни) — выдуманный персонаж, один из Черепашек-ниндзя . Мозг и разум команды. В Mirage / Image у всех черепашек красные банданы, но в остальных версиях его бандана фиолетового цвета. День рождения Донателло 16 июня. Его фирменное оружие шест Бо . Донателло изображен как самый умный из Черепашек-ниндзя, часто говорит на научном жаргоне и имеет страсть к науке и механике. Донателло предпочитает решать проблемы без применения силы . Его назвали в честь Донателло , скульптора эпохи Возрождения . Любимая черепашка Питера Лэирда.

В первом мультсериале голос Донателло озвучил Барри Гордон (Barry Gordon), во втором — Сэм Райджел (Sam Riegel), а в третьем — Роб Полсен (Rob Pauslen).

Донателло (значения)
  • Донателло — итальянский скульптор эпохи Возрождения.
  • Донателло — персонаж комиксов, мультсериалов и фильмов серии «Черепашки-ниндзя».

Примеры употребления слова донателло в литературе.

Но почему я не имею права учиться и исполнять прекрасную работу, которой гордилась бы вся Флоренция, как она гордится дверями Гиберти, статуями Донателло и фресками Гирландайо?

Все, чего можно было достичь в скульптуре, все уже сделано трудами Лизано, Гиберти, Орканьи, Донателло.

А Бертольдо, который помогал Донателло отливать статуи и мог бы проникнуть в секреты великого мастера, усвоенные тем у Гиберти, - что создал этот Бертольдо, кроме нескольких мелочей, представляющих собой слабый отзвук идей Донателло?

Бертольдо поднялся с носилок и обещал Лоренцо, что эпоха Гиберти и Донателло наступит вновь.

Мы с Бертольдо убеждены, что ты способен стать наследником Орканьи, Гиберти и Донателло.

Он должен трудиться и обогащать искусство лет сорок, а то и шестьдесят, как Гиберти и Донателло.

Он заговорил о красоте изваяний Гиберти, Орканьи, Донателло, Мино да Фьезоле, о живописи Мазаччо, Гирландайо, Боттичелли.

Брунеллески, Гиберти, Донателло, Фра Анджелико, Микелоццо, Уччелло, Лука делла Роббиа, Мазаччо, Альберти, Филиппо Липпи, Гоццоли, Андреа делла Роббиа, Вероккьо, Боттичелли, Гирландайо, Леонардо, Филиппино Липпи, Микеланджело.

Такая работа не возвысит человека в обществе ни на один локоть, а твой Донателло под старость столь обнищал, что Козимо де Медичи пришлось из милости назначить ему пенсию.

Гиберти, воспитавший Донателло и братьев Поллайоло, умер тридцать три года назад.

Братья Поллайоло вот уже четыре года как переселились в Рим, а Бертольдо, любимец Донателло и преемник его мастерства, человек широких познаний, был безнадежно болен.

Донателло, руководившего скульптурной мастерской почти в течение полустолетия, тоже не было в живых уже двадцать два года, и скончались все его последователи: Антонио Росселлино - девять лет назад, Лука делла Роббиа - шесть, Верроккио - совсем недавно.

Возьми Дезидерио да Сеттиньяно или Мино да Фьезоле: они создавали лишь милые, очаровательные копии с творений Донателло.

Какие бы чувства ни хотел пробудить в зрителе Донателло, он великолепно передал ощущение силы, соединенной с идиллической мягкостью, способность простить и в то же время побороть, сломить сопротивление, готовность исчезнуть, рассыпаться в прах и, если надо, воскреснуть.

Микеланджело растерянно переводил взгляд с одной вещи на другую: тут были произведения и Боттичелли, и Гоццоли, и Донателло.

Источник: библиотека Максима Мошкова