Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Диккенс Чарлз

Диккенс (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, ≈ 9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произведении Д. ≈ «Очерки Боза» (1836) сказались склонность Д. к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого ≈ социальное сострадание. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) ≈ комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.

В дальнейшем Д. становится на путь критического реализма. Роман «Приключения Оливера Твиста» (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Д. воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице «добрых» капиталистов) торжествует. В романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества «злых денег». Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила ≈ «добрые деньги». В «Мартине Чезлвите» (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета ≈ критическое изображение не только американской действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение Д. вызывает рабство негров в южных штатах.

С годами Д. приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.

Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в «Лавке древностей» (1841) и в «Рождественских повестях» (1843≈46), где использовано и сказочное начало.

Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. «Домби и сын» (1848), где в центре ≈ образ жестокого собственника, и «Дэвид Копперфилд» (1850) ≈ роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д.

Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистического строя. К этому времени Д. проникается более глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения ≈ роман «Холодный дом» (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных «бумажных» законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.

В романе «Тяжёлые времена» (1854) место действия ≈ чудовищный, не существующий на карте угольный город «Коктаун». Д. создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых «факты и цифры» ≈ единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной борьбы рабочих. В «Крошке Доррит» (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Др. сфера действительности ≈ жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые Д. сатирически обессмертил под названием «Министерства околичностей». Д. дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.

Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции ≈ «Повесть о двух городах» (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. ≈ «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвина Друда» (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

Мировая слава Д. утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Д. имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Д. ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме.

Советское литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистическую манеру Д., его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.

Соч.: The complete works, v. 1≈30, L., [1900]; Works, v. 1≈23, Bloomsbury, 1937≈38; The letters, v. 1≈3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер. ≈ Полн. собр. соч., т. 1≈10, СПБ, 1892≈97; Собр. соч., т. 1≈35, СПБ, 1896≈99; Собр. соч., т. 1≈33, СПБ, [1905≈09]; Полн. собр. соч., кн. 1≈49, СПБ, 1909≈10; Собр. соч., т. 1≈30, М., 1957≈63.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб.: Венок Белинскому, [М.], 1924; Луначарский А. и Шор P., Диккенс, М. ≈ Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957; Катарский И. М., Диккенс в России, М., 1966; Сильман Т., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Диккенс. Указатель важнейшей литературы на русском языке (1838≈1945), вступит. ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838≈1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74; Hayward A. L., The Dickens encyclopedia, L. ≈ N. Y., 1924; Jackson Th. A., Ch. Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1-2, N. Y., 1952; Engel М., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgеments, ed. by A. E. Dyson, [L., 1968]; Manning S. B., Dickens as satirist, New Haven ≈ L., 1971; Wilson A., The world of Charles Dickens, L., [1970].

Т. И. Сильман.