Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

дань в словаре кроссвордиста

дань

Экономический словарь терминов

дань

принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

дань

дани, ж. (книжн.).

  1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (истор.). Русь платила дань татарам.

  2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-н., должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-н. Отдать дань природе - см. природа.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дань

-и, ж.

  1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных.

  2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н. (книжн.). Принести д. уважения кому-н.

  3. перен., чему. Вынужденная уступка чему-н. Д. моде. Д. традиции. * Отдать дань кому-чему - оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дань

ж.

    1. Подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси IX-XIII вв. и некоторых других странах).

    2. Плата за что-л.

  1. устар. Приношение, пожертвование; дар.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дань

натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово "дань" означало налог и феодальную ренту. В 13-15 вв. дань ("выход") собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Большой юридический словарь

дань

натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. В XIII-XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Большая Советская Энциклопедия

Дань

первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств (иногда Д. уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеодального государства Д., взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение ≈ налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феодальную ренту.

На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, в том числе мехами и пр.). Рост феодальной собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания Д. и включению её в состав феодальной ренты. В 13≈15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты Д. С образованием единого Русского государства Д. на рубеже 15≈16 вв. стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один ≈ стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13≈15 вв. специальная разновидность Д. взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский «выход»).

Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ , 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финансовой истории Московского государства, СПБ, 1892.

Википедия

Дань

Дань:

  1. натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов ;
  2. термин древнерусского финансового права .

Выплачивающий дань называется — Данник. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство ). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство .

ЭСБЕ определяет что дань согласно древнерусскими летописными сводами употребляют в смысле военной контрибуции , которую славянские подвластные племена платили своим победителям, то есть оккупантам : на севере — варягам , на юге Руси — хазарам . Данью облагали покорённые славянские и неславянские племена, и первых русских князей .

В некоторых странах ( Англия , Франция , Болгария и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог . В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью:

Дань (значения)

Дань — должное , то что отдают:

  • Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
  • Дань — моральный долг, обязанность .
  • Дань — в переносном или ироническом смысле налог или пошлина .
  • Дань — общее название женских амплуа в китайской традиционной музыкальной драме
  • Дань — гора в Хабаровском крае.
  • Линь Дань — китайский бадминтонист, чемпион Олимпийских игр 2008 года.
  • Чжан Дань — китайская фигуристка, серебряная медалистка зимней Олимпиады 2006 года.
  • Ван Дань — китайский диссидент, председатель «Китайской Ассоциации Конституционных Реформ».
  • Дань-М — российская воздушная мишень
  • Дань — деревня в Корткеросском районе Республики Коми.
Дань (амплуа)

Дань — женское амплуа первого плана в китайской опере , исполняется обычно мужчинами. У каждого амплуа свой грим, костюмы, манера движения, отличаются также манеры исполнения и разновидности партий . Из-за запрета исполнять роли женщинам, наложенного в 1772 году императором Цяньлуном , в докоммунистическом Китае за редкими исключениями все роли в пекинской опере исполняли мужчины, причём карьера актёра-дань была коротка, обычно длиной примерно в пять лет. С 1850-х годов дань стало вторичным и малопопулярным амплуа. В 1920-х годах, благодаря четырём актёрам — Мэй Ланьфану , Шан Сяоюню , Сюнь Хуэйшэну и Чэн Яньцю , — амплуа «дань» получило мощный толчок, эти роли сравнялись с мужскими по важности в пьесах и исполнительской сложности. С 1950-х годов дань обычно играют женщины.

Актёры и актрисы, исполнявшие роли дань в XIX веке, зачастую подрабатывали проституцией , а так как после полудня обычно ставили пьесы романтического содержания, после выступления дань отправлялись к своим любовникам; вечерние спектакли в основном были историческими драмами с лидирующими актёрами мужского амплуа шэн. При этом любовные отношения между маргинализированной группой молодых актёров со знатными и влиятельными патронами рассматривались обществом как форма заботы о первых, столь сильной, что преодолевает классовые различия. Появилась даже промежуточная профессия актёра-проститутки «сянгун» .

Дань считались идеальными женщинами: юными, миловидными, скромными, с маленькими ножками ; их описывали в эротическом, феминизированном тоне.

Примеры употребления слова дань в литературе.

Все до одного водителя забрали свои заявления о том, что директор автокомбината облагал их непомерной данью за каждый рейс.

Приглянулась Акулина князю, собрал он дань с деревни, да велел своим дружинникам присовокупить к ней и жену старшины для потехи будущей.

Затем Алкивиад поплыл для сбора дани в Геллеспонт и взял Селимбрию, нелепым образом подвергнув при этом свою жизнь страшной опасности.

Наиболее важные для Руси события рассказаны под годами: 941, к которому отнесен первый поход Игоря на греков, изложенный по хронографу Амартола и частью по греческому житию Василия Нового, под 944 - годом второго похода, в описании которого очевидно участие народного сказания, и под 945, где помещен текст Игорева договора с греками и потом рассказано также по народному киевскому преданию о последнем древлянском хождении Игоря за данью, о смерти князя и о первых актах Ольгиной мести.

Август, которому Афинодор отправил подробный отчет о предпринятых им шагах, выказал ему свою благодарность и полное доверие тем, что освободил Таре на пять лет от уплаты императорской дани.

Воспользовавшись как-то совместным отдыхом с Брежневым на курорте в Крыму, он, как бы между прочим, сообщил вождю, что имеет информацию о том, что в Азербайджане Ахундов выплачивает в Москву далеко не полную дань, тайно переправляя за границу огромные суммы, полученные им от незаконной продажи нефти и в виде гигантских взяток.

Баскачество в Курске держал бесермен Ахмат, откупивший у татар сбор даней.

Конечно, он кое-чему научился во время ужинов, на которые его приглашали по положению, и не раз слышал, поедая вкусные яства, как соседи по столу, вместо того чтобы отдать дань какому-нибудь блюду, читали стихи, но в глубине души полагал, что ни Гомер, ни туманные рассуждения не стоят выеденного яйца.

Аммиан Марцеллин упоминает о боспорском посольстве 362 года к императору Юлиану с просьбой о защите царства за внесение ежегодной дани.

Отдавая дань юношеской мечте о море, спустя год, Вилли Бредель поступает матросом на торговый корабль.

Иной раз кажется, что это не бруцеллез вовсе, но ставишь его, и он подтверждается, и ты жалеешь потом, что отдал дань малодушию!

Только вдолге, зимой, узнали мы, что влюбленный в Стасю почтовик рассказал ей об открытке Егорши, за которую была получена двойная дань и Стаськой и им.

И отдал Моисей дань, возношение Господу, Елеазару священнику, как повелел Господь Моисею.

Царь дал льготы на 4 года, в которые люди и крестьяне вотчин и поместья Дурова не платили дани, ямских и туковых денег, не давали посошных, не строили города, не давали наместнику, волостелю и тиуну корма, праветчикова и доводчикова побора, ни подымного, коня царского не кормили, сена не косили, прудов не прудили, к городу камня, извести и колья не возили, на яму с подводами не стояли, ямского двора не делали.

Тому станем радоваться: Новгород и тут возвеличен: по всей Русской Земле татарские волостели наставлены, баскаки, - своею рукою во всякое дело влезают, своею рукою и дани - выходы - емлют, а к нам в Новгород царь Берке и великий царь Кублай - они оба согласны баскаков вовсе не слать.

Источник: библиотека Максима Мошкова