Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Гёта-канал

Гёта-канал или Йёта-канал — судоходный канал в Швеции , соединяющий Балтийское море севернее 58-й параллели и пролив Каттегат . На западе выходит к городу Гётеборг , на востоке к городу Сёдерчёпинг . Общая протяжённость около 400 километров.

Гёта-канал в узком смысле состоит из 190-километрового участка между замком Мем на берегу Балтийского моря и озером Венерн , проходящего также через несколько других озёр, таких как Роксен , Бурен и Веттерн . Однако в систему Гёта-канала также входят Тролльхетте-канал , построенный в обход водопадов на реке Гёта-Эльв , и нижний участок самой реки до Гётеборга. В общей сложности канал имеет 58 шлюзов.

Впервые идея строительства судоходного канала между Балтийским морем и проливом Каттегат была предложена в 1525 году епископом Хансом Браском для того, чтобы избежать больших таможенных сборов, взимаемых Ганзейским союзом . Проект канала был разработан известным шотландским инженером и архитектором Томасом Телфордом . Инициатором проекта был контр-адмирал, член правительства Швеции граф Бальцар фон Платен , ставший председателем правления Гёта-канала. Он организовал проект и получил необходимую финансовую и политическую поддержку. Его планы привлекли поддержку правительства и нового короля Карла XIII , который видел канал как способ модернизации Швеции.

Строительство канала началось в мае 1810 года и продолжалось 22 года. 26 сентября 1832 года канал был торжественно открыт. В строительстве канала принимало участие 58 000 солдат из 16 полков, часть работы выполнялась русскими дезертирами, работавшими по найму. Общие трудозатраты составили 7 000 000 человек-дней при длительности рабочего дня 12 часов. В XIX веке канал был важнейшей транспортной артерией Швеции. С развитием железнодорожного и автомобильного транспорта между Гётеборгом и Стокгольмом он начал утрачивать стратегическое значение. В настоящее время это один из главных туристических маршрутов Швеции.