Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

государство в словаре кроссвордиста

государство

Экономический словарь терминов

(В КАЧЕСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА) государство
  1. совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

  2. все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Словарь финансовых терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

государство

государства, ср.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

государство

-а, ср.

  1. Основная политическая организация общества осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

  2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства. * Государство в государстве -

    1. маленькое самостоятельное государство внутри большого;

    2. организация, существующая внутри другой, но полностью самостоятельная (книжн.).

      прил. государственный, -ая, -ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственная граница. Государственная собственность. Государственная тайна (сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного строя). Г. язык (официальный язык государства). * Государственная машина (книжн.) - вся система аппарата государственного управления.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

государство

ср.

  1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

    1. Страна с определенной политической системой.

    2. Система органов управления.

    1. перен. Что-л. крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью.

    2. Место обитания, распространения, преобладания кого-л., чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

государство

политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Большой юридический словарь

государство
  1. в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат;

  2. понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).

  3. как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

Большая Советская Энциклопедия

Государство

основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти ≈ особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различные типы Г. ≈ рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г. ≈ монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация). К середине 1971 существовало около 150 Г. Основные признаки Г.:

  1. наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Г., по определению В. И. Ленина, «... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 7

  2. . Механизм Г. становится всё более сложным и разветвленным по мере усложнения жизни общества в её социально-политических и технико-экономических аспектах; 2) наличие права , т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

  3. наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

    Г. ≈ основное, но не единственное политическое учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности с Г. образуют политическую организацию общества. Отличие Г. от др. политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая др. общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет .

    Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы Г., государственной власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом ≈ это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.

    Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного исторического типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

    На протяжении длительного периода истории в классово антагонистических формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Основная функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономических и политических условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, ≈ как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. «...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России возникает совершенно новый тип Г. ≈ социалистическое Г., представляющее собой политическую власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударственным формам управления обществом.

    Добуржуазная социально-политическая мысль выдвинула различного рода религиозно-теократические представления о Г., а также т. н. «патриархальную теорию», рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Буржуазная наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что «...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве» (там же, с. 66). Основное в подходе буржуазной науки к Г. ≈ неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в буржуазной литературе определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологические законы, оправдывая тем самым как естественные явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой ≈ экспансионистские устремления Г. Другое направление ≈ т. н. юридическая школа ≈ скрывает социально-экономическую основу Г. за его юридической трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление («юридическое олицетворение нации», «персонификация правового порядка» и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистические попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, «идею Г.». В современной буржуазной политической науке преобладает психологическая концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений ≈ «импульсов» ≈ власти и подчинения.

    Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, основные цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политических режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены общественно-исторических формаций, ≈ важный исходный пункт теории социалистической революции и путей коммунистического преобразования общества.

    Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип Г. Смена исторических типов Г. ≈ закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г., методы их осуществления и его политические формы богаче и сложнее, чем организация политической власти предшествующих формаций.

    Первым в истории Г. было рабовладельческое Г. ≈ диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого Г. отражала первое крупное классовое деление общества ≈ на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельческого Г. относится к 4≈3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование Г. в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить государства Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в которых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия , деспотическая монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого Г. достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности «...было государством рабовладельческим все равно ≈ была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 7

  4. .

    Феодальное Г. возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. Его возникновение в Европе относится к 5≈11 вв. Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю, а феодальное Г. являлось диктатурой класса феодалов. Основной формой правления феодального Г. является монархия в различных её вариантах. Для периода феодальной раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центральной власти в Г. имелось множество самостоятельных или полусамостоятельных Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительская монархия. Одной из опор центральной власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства ( земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального Г. была абсолютная монархия (см. Абсолютизм ), развившаяся в период окончательного преодоления феодальной раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу ≈ монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г. ≈ т. н. города-Г., в которых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату), её представители образовывали городской совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торговых путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистические отношения. Для всех Г. феодального типа характерна огромная роль церкви как политической и идеологической силы феодального общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения.

    Буржуазное Г. возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в холе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 3

  5. .

    Буржуазное Г. периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты ( парламентаризм , принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий Г. преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.

    В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного Г. Воздействие Г. на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой ≈ к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства ≈ Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма .

    В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного Г., а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное Г. выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.

    На политический режим, устанавливаемый буржуазным Г., на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.

    Для внешней функции империалистического Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические Г. ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.

    Расширение экономической деятельности империалистических Г. изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) ≈ как процесс «диффузии власти» (см. «Государства всеобщего благоденствия теория» , «Диффузии власти» теория ). В действительности империалистическое Г. было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.

    В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых Г. по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов Г. Некоторые из этих Г. встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих Г. социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и т. д.

    Социалистическое Г. В результате социалистической революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата Г., возникает принципиально новый тип Г. ≈ социалистическое Г. Прообразом Г. социалистического типа, первой организацией государственной власти трудящихся во главе с рабочим классом была Парижская Коммуна 1871 . В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 возникло Советское государство ≈ первое в мире государство трудящихся, установилась диктатура пролетариата . В 1924 встала на путь социалистического развития Монгольская Народная Республика. Разгром германского и итальянского фашизма, а также японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939≈45, вызвавший бурный рост революционного и национально-освободительного движения во всех регионах мира, привёл к победе народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии, к возникновению Г. народной демократии. Образование этих государств означало, что социализм превратился в мировую систему. В 1959 в эту систему вошла Куба ≈ первое социалистическое Г. на американском континенте.

    Принципиально новая сущность социалистического Г. в сравнении с эксплуататорскими типами Г. не могла не вызвать к жизни новых организаций государственной власти. Первой формой социалистического Г. явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных (снизу доверху) Советов, облечённых всей полнотой государственной власти, явилась в конкретных исторических условиях политической организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для государственного руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах народной демократии формы политической организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (например, наличие таких общественно-политических организаций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или нескольких партий), что было обусловлено историческими особенностями становления в этих странах Г. диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистических Г. подтверждает ленинское положение: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 123).

    Социалистическое преобразование общества ставит перед Г. диктатуры пролетариата разнообразные задачи, с учётом уровня развития экономики и культуры, социальной структуры, национальных особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от специфических условий той или иной страны в переходный от капитализма к социализму период перед каждым Г. диктатуры пролетариата встают задачи, вытекающие из самой сущности этого периода: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности на основные средства производства, создание экономической основы социализма (социалистическая индустриализация, социалистическое преобразование сельского хозяйства, создание социалистической системы хозяйства), формирование социалистической культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с этими задачами Г. осуществляет ряд функций (внешних и внутренних): хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, контроля за мерой труда и мерой потребления, защиты социалистического правопорядка и социалистической собственности, обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование государств с различными социальными системами, функции социалистического Г. расширяются и изменяются с развитием социально-экономической структуры общества, успехами социалистического строительства. Так, в результате ликвидации эксплуататорских классов в СССР утратила своё значение функция Г. по подавлению сопротивления этих классов. Осуществляя свои функции, социалистическое Г. выступает как главное орудие построения социализма и коммунизма, представляет собой политическую организацию подавляющего большинства населения. В процессе развития социалистического Г. его социальная база постоянно расширяется, оно все более становится представителем интересов всего народа.

    После полной и окончательной победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историческую миссию, с точки зрения внутреннего развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское Г. закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа ≈ общенародное Г. (см. Программа КПСС, 1971, С. 101). Такой стадии развития социалистическое Г. достигло в Советском Союзе, где оно выступает как политическая организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом ≈ Коммунистической партией. Социальная роль Советского общенародного социалистического Г. неуклонно возрастает. В решениях 24-го съезда (1971) подчеркивается роль Советского Г. в решении внутренних и внешних задач, стоящих перед советским обществом на современном этапе строительства коммунизма. Значительно расширяются такие функции социалистического Г., как хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная и др. (содержание этих функций на современном этапе конкретизировано Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971≈75). Современные ревизионисты подвергают критике марксистско-ленинское учение о социалистическом Г., выдвигая тезис о необходимости отмирания Г. сразу после завоевания политической власти. Эта концепция объективно направлена на ослабление социалистических государств. В то же время лево-ревизионистские элементы ратуют за сверхцентрализацию, бюрократизацию всей государственной жизни. В условиях коммунистического строительства постоянно совершенствуется вся политическая система СССР. Пролетарская демократия превращается во всенародную демократию, развертывание которой характеризуется в Программе КПСС как главное направление развития социалистической государственности. Один из ведущих принципов деятельности социалистического Г. ≈ широкое привлечение трудящихся к работе государственных органов, К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли историческую перспективу пролетарского Г. Они утверждали, что при коммунизме надобность в Г. отпадёт, поэтому пролетарское Г. постепенно само отмирает, хотя это и не означает отмирания всякой общественной власти вообще. Под отмиранием Г. они понимали устранение специального аппарата принуждения, публичной политической власти. Экономической предпосылкой отмирания государства Маркс и Энгельс считали такой уровень развития производительнх сил, при котором возможно осуществление принципа коммунизма «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям», Ленин подчёркивал коренное отличие Г. диктатуры пролетариата, являющегося диктатурой большинства населения, от государств эксплуататорского типа, называя пролетарское Г. «полугосударством» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 231, 167). Он связывал вопрос постепенного отмирания Г. с отмиранием некоторых функций социалистического Г., например функции подавления побежденных эксплуататорских классов в связи с ликвидацией таких классов в СССР. Однако «для полного отмирания государства, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ нужен полный коммунизм» (там же, т. 33, с. 95). Социалистическое общенародное Г. является как бы переходной ступенью к безгосударственной организации общества при коммунизме, когда утвердится общественное коммунистическое самоуправление ≈ негосударственная форма управления экономическими, социальными и культурными процессами бесклассового общества,

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. , Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 333: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13, с. 6; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8,с.206; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17 с. 317; его же. Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 422, т. 25, ч. II, с. 354; его же. Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 16≈20 и 28≈29: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 156≈177; Ленин В. И., Уроки Коммуны, Полн. собр.соч.,5 изд., т.16, с. 451≈454; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33, с. 123≈307; его же, Государство и революция, т. 33, с. 3≈123; его же. Пролетарская революция ренегат Каутский, там же, т. 37, с. 237≈259; его же, О государстве, там же, т. 39, с.66-84; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре проле- тариата 4 марта 1919, там же, т. 37, с. 491≈509; его же, Детская болезнь «левизны» и коммунизме, там же, т. 41, с. 1≈104; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971;Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., Дело Ленина живет и побеждает, М., 1970: его же, 50 лет великих побед социализма, М., 1967; Аржанов М. А., Государство и право в их соотношении, М., 1960; Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика, М., 1970; Гулиев В. Е., Империалистическое государство, М., 1965; Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве, М., 1967; Денисов А. И., Сущность и формы государства, М., 1960; его же, Советское государство, М., 1967; Керимов Д. А., Чехарин Е. М., Социалистическая демократия и современная идеологическая борьба, М., 1970; Косицын А. П., Социалистическое государство, М., 1970; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970;Петров В. С. Тип и формы государства, Л., 1967; Фарберов Н. П., Государство и демократия в период строительства коммунизма, М., 1968; Чиркин В. Е., Формы государства переходного к социалистическому типу, М., 1966; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность, М., 1967; Общая теория государства и права, т. 1. Общая теория государства, Л., 1968; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 194≈342; Ф. Энгельс о государстве и праве, М., [1970], с. 48≈136: Мамут Л. С., К. Маркс о государстве как политической организации общества «Вопросы философии», 1968, ╧ 7, с. 29≈35.

    Г. Н. Манов

Википедия

Государство (значения)

Государство:

  • Государство — особая политическая или общественная организация.
  • « Государство » — один из трудов Платона, выполненный в форме «диалога».
  • « Государство » — книга немецкого социолога Франца Оппенгеймера.
Государство (книга)
  • « Государство » — один из трудов Платона, выполненный в форме «диалога»
  • « Государство » — книга немецкого социолога Франца Оппенгеймера
Государство

Госуда́рство - это внешне легитимированное сочетание в обществе : а)БЮРОКРАТИИ, или условно независимой централизованной социально-политической ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ВНЕШНИХ ОТНОШЕНИЙ , соответственно представленной в правовых или вербальных отношениях как - " государственные служащие " и " правительство "; б)остального НАСЕЛЕНИЯ на определённой территории ; ориентированных на максимальное благополучие и безопасность . Отношения между этими группами преимущественно характеризуются политическим господством первых и меновыми обязательствами вторых и внутренне легитимированы разделяемой частью общества определенной идеологией в основе которой лежит ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В зависимости от преобладающего состава меновых обязательств и уровня справедливости в отношении благополучия и безопасности населения различают следующие исторические типы государств:

  • Рабовладельческие государства (обмен труда и свободы на жизнь )
  • Феодальные государства (обмен военных обязательств, труда / подати / и части свободы /ограничение в подданстве и перемещении/ на благополучие и безопасность )
  • Буржуазные государства (обмен военных обязательств , труда /добавленная стоимость/, налогов, на благополучие и безопасность)
  • Социалистические государства (обмен военных обязательств, налогов , на благополучие и безопасность)
Государство (Платон)

«Госуда́рство» — диалог Платона , посвящённый проблеме идеального государства . Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости . В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе ( идея ).

Государство (Оппенгеймер)

«Государство» — книга немецкого социолога Франца Оппенгеймера , впервые опубликованная в Германии в 1908 году. Оппенгеймер написал книгу во Франкфурте-на-Майне в 1907 году, как часть своей четырёхтомной «Системы социологии», которая должна была составить интерпретационную основу для теории социальной эволюции , над которой он работал с 1890-х годов до конца своей жизни. В работе обобщены все размышления Оппенгеймера о происхождении, развитии и будущих трансформациях государства . Благодаря миссионерскому рвению Оппенгеймера, «Государство» получило широкое распространение и бурно обсуждалось в начале XX века. Работа была хорошо воспринята и оказала сильное влияние на взгляды и убеждения израильских халуцим , американских и славянских коммунитаристов , западногерманского канцлера Людвига Эрхарда и будущего основателя анархо-капитализма Мюррея Ротбарда .

Как классический либерал и симпатик социалистов, Оппенгеймер называл капитализм «системой эксплуатации и накопления доходов с целью усиления этой эксплуатации», но вину возлагал не на подлинно свободный рынок , но на экономическое вмешательство государства. Взгляды Оппенгеймера на государство кардинально отличались от господствовавшего в то время взгляда Гегеля на государство как верх достижений современной цивилизации. Сторонники этой точки зрения, как правило, склонны принять точку зрения теории общественного договора, согласно которой государство возникло из-за того, что крупные человеческие сообщества согласились пожертвовать своими частными интересами ради всеобщего блага.

В противовес этому, теория Оппенгеймера утверждала идею государства как института агрессивного насилия , разработанную в конце XIX века Людвигом Гумпловичем . Согласно идее агрессивного насилия, государство начинает быть вследствие войн и завоеваний, что приводит в результате к появлению социальных классов : завоевателей и покорённых. Это, в свою очередь, приводит к возникновению политической системы для консолидации сил завоевателей, чтобы закрепить и увековечить классовые различия. Взгляды Оппенгеймера развивал американский писатель Альберт Джей Нок , писавший в первой половине XX века: «Рассматривая государство везде, где оно есть, вникая в его историю в любой точке, никто не может увидеть способа отличить деятельность его основателей, администраторов и бенефициаров от деятельности профессиональных уголовников.»

Примеры употребления слова государство в литературе.

Рассматривается ли такой порядок как сдерживающий это зло или сам в своей абсолютизации как зло, в государстве как форме монополизирующего насилия люди вступают на темную почву своего совместного существования, где всякое действование, если эта сила сама по себе зла, выступает как договоренность с тем, что неразумно и противно природе человека.

Я предлагаю несколько ответов на этот вопрос и затем пытаюсь показать, как оппозиция абсолютизму в России имела тенденцию обретать форму борьбы за какие-то идеалы, а не за классовые, интересы, и как царское правительство в ответ на соответствующие нападки разработало административные методы, явно предвосхитившие методы современного полицейского государства.

В переписке сановников абсолютистского государства и их приспешников заговорщики против короля нередко именуются не только злодеями, но и безумцами.

Именно это определяло те огромные, по масштабам того времени, суммы, которые тратили внешнеполитические ведомства абсолютистских государств.

Рутинная дипломатическая и военная разведка велась непрерывно, по крайней мере после образования в конце средних веков в Европе крупных абсолютистских государств.

Оказавшись тем не менее в одной шлюпке после августовского кораблекрушения союзного государства, оба президента некоторое время гребли в одну сторону.

С некоторых пор Автократ Цереры из руководителя одной Цереры стал полновластным правителем всего пояса астероидов, самого малонаселенного и разбросанного в пространстве государства Солнечной системы.

Дело а том, что авторитарный режим надзирает за рыночной экономикой и редко при этом готов не вмешиваться -- у него постоянное искушение воспользоваться властью государства в интересах роста, справедливости, национальной безопасности или ради других политических целей, имя которым легион.

Отчасти это объясняется тем, что все интересы были сосредоточены на проблемах развития политической реакции и авторитарного правления государством.

С точки зрения общественного развития семью следует рассматривать не как основу авторитарного государства, а лишь в качестве одного из важнейших институтов, на которые опирается государство.

Очевидно, что авторские и смежные права составляют стратегический ресурс государства, хотя, как правило, принадлежат физическим лицам либо организациям.

Благодаря своему большому влиянию в государстве, Агесилай добился, чтобы командование флотом было поручено его сводному брату по матери Телевтию.

Хотя все симпатии мои принадлежали идее императорской России, я стал прислушиваться к тому, что исповедовали сторонники ее преобразования в государство, управляемое парламентом, с выборами, всеми свободами, гласностью - полным набором атрибутов демократического правления: не то в республику по французскому образцу, не то в конституционную монархию на аглицкий манер.

И государство Свежевателя было бы не бессмысленной агломерацией, блуждающей в каких-то джунглях.

Партия и государство будут и впредь последовательно развивать материально-техническую базу агропромышленного комплекса.

Источник: библиотека Максима Мошкова