гимназия в словаре кроссвордиста
гимназия
- В ней учился Ленин
- Среднее учебное заведение
- Среднее учебное заведение на Руси
- Средняя школа на Руси
- Учебное заведение, которое не кончал камергер Митрич из "Вороньей слободки"
- ж. греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист м. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика ж. ловкосилие
- Название какого образовательного заведения переводится с греческого как "обнаженный"
- Учебное заведение, которое не кончал камергер Митрич из «Вороньей слободки»
- Старорусская школа
- Название какого образовательного заведения переводится с греческого как «обнажённый»?
- Учебное заведение
- «Продвинутая» школа
- Средняя общеобразовательная школа
- Общеобразовательное среднее учебное заведение
- Среднее учебное заведение с расширенным изучением некоторых предметов
- "Продвинутая" школа
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист м. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика ж. ловкосилие? искусство укреплять тело человеческое и делать его сильным, ловким и гибким, упражняя его в телодвижеииях; бег, прыжки, скачка, ломка, лазанье,плаванье, борьба и пр.; иногда так называют и самое устройство для упражнений этих или гимнастическое заведение. Гимнастик м. ловкосил, знающий все приемы телесного упражнения.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
гимназии, ж. (от греч. gymnasion - помещение для гимнастических упражнений) (дореволюц.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г.
прил. гимназический, -ая, -ое. Г. курс.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Среднее общеобразовательное учебное заведение.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГИМНАЗИЯ (от гимнасий) средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России - академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 - 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс - педагогический). В 1863-1882 общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 - 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 название "гимназия" принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов.
Большая Советская Энциклопедия
среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «Г.» заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий ). Впервые Г. была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16≈18 вв. Г. стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Г. назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии. С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Г. В результате возникли реальные училища , а затем в середине 19 в. наряду с классической Г. ≈ реальные, без преподавания греческого языка. В классической Г. в конце 19 ≈ начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Г. оставались господствующим типом среднего учебного заведения. В России первые Г. были созданы в Петербурге ≈ Академическая гимназия (в 1726), в Москве ≈ при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Г. имел введённый в 1804 «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому в Г. принималась молодёжь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Г. имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Г. предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как «вольнодумные науки», введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Г.:
с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка;
с законоведением (для готовящихся к службе);
-
с латинским и греческим языками в большем объёме.
«Устав гимназий и прогимназий» 1864 установил следующие типы Г.: 1) классические Г. с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Г. с латинским языком; 3) реальная Г. без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Были учреждены также прогимназии . В 60-х гг. возникают женские гимназии .
В 60-е гг. 19 в., в условиях подъёма общественно-педагогического движения, борьба вокруг Г. приняла острый характер. Резко выступали против «классического кошмара», формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Г. давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями «классицизм» и «гуманизм» разоблачал К. Д. Ушинский . Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Г., противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения», по которому единственным типом Г. признавалась 7-классная классическая Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени).
В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Г., приспособить её к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Г., который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.
Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Г. и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Г. как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование .
Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Länder in Europa, B., 1962.
Ш. И. Ганелин.
Википедия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимна́зия», с 1959 по 1990 год — Средняя общеобразовательная школа № 2, — общеобразовательное учебное заведение муниципального подчинения г. Обнинска Калужской области.
На протяжении многих лет лучшая школа Обнинска, сравнимая с лучшими школами Москвы.
Гимна́зия — государственное учебное заведение , термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах Греции , Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых распространилась Греческая, Римская империя (также см. Гимнастика ). Понятие «Гимнастика» до 1912 года включало любые физические упражнения. В гимназии изучали фехтование, кулачный бой, верховую охоту, гигиену, танцы, музыку, риторику, математику. С XVI века гимназии как средние школы для мальчиков стали возникать в Германии, Австро-Венгрии, Голландии и других странах Европы. Содержание образования в них сводилось преимущественно к изучению древних языков и античной литературы.
В древнегреческой, а потом в древнеримской империи характер обучения в гимназиях постоянно менялся. Культура тех времён превозносила физическое образование над общим. Аристотель писал о необходимом бесплатном физическом образовании, обязательном физическом образовании девушек, издал множество общеобразовательных учебников, по которым обучали до середины XVIII в. Его учитель Платон обращал внимание правительства на гармоничное развитие, в котором большая часть образования должна состоять из общих наук, оставляя физической культуре менее половины времени. Гимназии существовали двух типов — Александрийская и Спартанская, в первой преобладало общеобразовательное обучение граждан, и в гимназиях второго типа преобладало физическое воспитание и военное дело даже для девушек.
В гимназиях вели свои беседы философы , риторы , учёные и др. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте ; три афинские гимназии: Академия , Ликейон (где учили Платон , Аристотель и Киносарг); Кранейон в Коринфе ; гимназии в Неаполе, Таренте, Региуме, Эфесе, Нике и других городах.
Государственное образование древнего Рима сосредотачивалось на физической подготовке, обучение могли получать и страны, включённые в состав Римской республики.
Развитие христианства отрицало языческую культуру древней Греции, отрицало физическое развитие. Папа римский Феодосий I и Феодосий II (394 году), разрушали достояние человечества древности, строя новую культуру. Однако физическое развитие людей всех времён до XX века было основным, так как влияло на здоровье, армию. Рядовым гражданам, а также завоёванным странам заниматься физической культурой было запрещено.
Примеры употребления слова гимназия в литературе.
Братья Кожгали - готовящийся в муллы Мукаш и недоучившийся в гимназии Айдар, сидели в родовом ауле и вели осторожные беседы со скотоводами о непрочности существующей власти.
На амбарной ветке, проходившей неподалеку от гимназии, неодушевленный паровоз старался сбить меня с толку.
Политические темы затрагивались наряду с прочими и в разговорах, которые велись в доме Менделеевых, когда приходили гости: ссыльные Фонвизины, Анненков, Муравьев, инспектор гимназии Ершов, преподаватели Доброхотов, Попов, Плотников, Желудков.
Когда к нам в гимназию пожаловал однажды сам попечитель Харьковского учебного округа, впоследствии товарищ министра, тайный советник фон Анреп во фраке с большой орденской звездой, - Владимир Иванович продолжал как ни в чем не бывало свой очередной урок и будто нарочно вызывал к доске самых посредственных, не блещущих способностями и познаниями учеников.
Учить латынь ему пришлось в связи с тем, что для поступления в университет требовался атестат за гимназию, где латынь проходили.
Вревский только хотел показать своими словами, что не считает Ахмета достойным учиться в гимназии.
Коля подошел к Баренцу с замиранием сердца - он боялся увидеть Ахмета, потому что тогда получилось бы, что он предал товарища по гимназии.
Словно растревоженный улей, всю ночь безумолчно гудели учащиеся мужской гимназии.
Столицы в октябре 1913 года, во время процесса Бейлиса, оскорбить Сашу Амханицкого закончилась, как будет показано дальше, удалением Столицы из гимназии.
Как и все высшее духовенство, -- рапортовал Белецкий, -- Питирим содомник, секретарем при нем -- Осипенко, бывший учитель пе-ния в гимназии.
Истоки этой распри вели к тому дню, когда в гимназии появился молодой профессор Белоусов, отобравший у Билевича преподавание естественного и гражданского права.
Девушка жила мечтой: закончить гимназию, уехать в Петербург на Бестужевские курсы.
Разумеется, я здешняя, - здесь и в гимназии была, а теперь я на Бестужевских курсах, в Петербурге.
Мать и сын В конце концов мать решила предложить сыну на выбор гимназию в близлежащем городке Альтенбурге или переселение в Веймар, но только в крайнем случае.
Наконец Войноральский получает сообщение Юрасова о возможном своем скором приезде и об общих товарищах по гимназии и университету -- Дмитрии Каракозове, Николае Хлебникове, Владимире Шилле.
Источник: библиотека Максима Мошкова