гетерофония в словаре кроссвордиста
гетерофония
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЕТЕРОФОНИЯ (от гетеро... и греч. phone - звук) древнейший музыкальный склад, промежуточный между одно- и многоголосием. Представляет собой одновременное звучание вариантов одной мелодии. Сохраняется в архаичных слоях фольклора разных народов и отчасти в подголосочной полифонии. Гетерофонии близки некоторые явления в музыке 20 в. (И. Ф. Стравинский).
Большая Советская Энциклопедия
(от гетеро... и греч. phone≈звук), исполнение мелодии несколькими певцами, инструменталистами или теми и другими, при котором в одном или нескольких голосах эпизодически возникают отступления от основного напева. Эти отступления, нередко бессознательные, могут определяться различием в технических возможностях голосов и инструментов, могут быть связаны и с проявлением фантазии исполнителей. К Г. принадлежит, в частности, подголосочный тип многоголосия (см. Голосоведение ). Г. изредка встречается в западноевропейской музыке эпохи средневековья, в классической музыке, особенно характерна для народных музыкальных культур Африки, Цейлона, Океании, Индии, Индонезии и др. стран, а также славянских народов. В музыке Индии и Индонезии Г. образуется при исполнении мелодии многими инструментами, каждый из которых варьирует ее в соответствии со своими техническими и выразительными возможностями (например, музыка для гамелана ). В рус. народной музыке Г. сочетается с полифоническими приёмами изложения.
Лит.: Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961; Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961; Adler G., Über Heterophonie, в сборнике: Peters Jahrbuch, Bd 15, Lpz. 1909.
Википедия
Гетерофо́ния, в некоторых общелексических словарях — гетерофо́ни́я в теории музыки — склад многоголосия ; суть гетерофонии сводится к тому, что при исполнении одной и той же мелодии несколькими голосами или инструментами в одном или нескольких голосах время от времени возникает ответвление от основного напева. Эти отступления могут определяться особенностями технических возможностей голосов и инструментов, но также могут быть непосредственным проявлением музыкального творчества. Обычно реализация гетерофонии представляет собой сплав индивидуального творчества исполнителей и элементов, закреплённых традицией. К гетерофонии принадлежит, в частности, подголосочный тип многоголосия (см. Голосоведение ).
Гетерофония изредка встречается в западноевропейской музыке эпохи Средневековья, в традиционной музыке культур Африки, Индии, Индонезии, Океании, Шри-Ланки и др. стран, а также славянских народов. В музыке Индии и Индонезии гетерофония возникает при варьировании мелодии каждым инструментом в соответствии с его техникой и выразительными возможностями (например, музыка для гамелана ). В русской народной музыке гетерофония нередко сочетается с приёмами полифонической техники.
Теоретически гетерофонию можно рассматривать как изменение и развитие гомофонии в древнегреческом смысле , но в историческом смысле это вряд ли справедливо, так как вероятнее, что гетерофония восходит к более архаическим типам, связанным с естественной речевой интонацией и естественными особенностями человеческого голоса и музыкальных инструментов.