гераклит в словаре кроссвордиста
гераклит
- Древнегреческий философ и математик
- Древнегреческий философ-досократик
- Ученик Платона
- Философ, ученик Платона
- Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?
- Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды
- Чье выражение: "все течет, все изменяется"
- Кто автор изречения: "в одну реку нельзя войти дважды"
- Он был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения
- Этому философу приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется»
- Этот древнегреческий мыслитель, живший в Эфесе, получил своё имя от легендарного героя
- Древнегреческий философ
- Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики
- Древнегреческий философ, ученик Платона
- Древнегреческий философ (6-5 вв. до н. э.)
- Теплоизоляционный материал
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЕРАКЛИТ Эфесский (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.) древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он "мерами вспыхивает и мерами угасает"; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Высказал идею непрерывного изменения, становления ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"). Противоположности пребывают в вечной борьбе ("раздор есть отец всего"), в то же время в космосе существует "скрытая гармония".
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Геракли́т Эфе́сский (, 544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ .
Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики . Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный , и его философская система контрастировала с идеями Демокрита , на что обратили внимание последующие поколения.
Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трёх частей .
Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» .
Гераклит:
- Гераклит — древнегреческий философ-досократик, живший в VI—V веках до н. э.
- Гераклит-аллегорист — древнегреческий поэт, автор «Гомеровские аллегории» , I век.
- Гераклит-парадоксограф — автор «Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе» , не раньше III века.
- Гераклит ( II век — начало III века ) — раннехристианский писатель.
- Гераклит — кратер на Луне.
Кратер Гераклит — древний большой и глубокий ударный кратер в южной материковой области видимой стороны Луны . Название присвоено в честь древнегреческого философа Гераклита Эфесского (544 — 483 гг. до н. э) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. Образование кратера относится к донектарскому периоду .
Геракли́т (; ; II век — начало III века ) — раннехристианский писатель. Сведения о нём очень скудные. Гераклит жил во времена правления императоров Коммода и Севера , написал книги «О Посланиях Павла», «Комментарии к Деяниям Апостолов». Сочинения не сохранились.
Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная история» упоминает о Гераклите. 46 глава книги Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» посвящена Гераклиту.
Примеры употребления слова гераклит в литературе.
Ионийская школа - милетские философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - и эфесский философ Гераклит.
Однако почти все древние мыслители -- Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен, Гераклит и Демокрит -- хотя и расходились между собой во многих других пунктах, касающихся первой материи, тем не менее сходились в том, что все они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заключающую в себе принцип движения.
Ведь это они первые представили Купидона одетым, или, иначе говоря, приписали первичной материи, началу всего сущего, определенную естественную форму: Фалес -- воды, Анаксимен -- воздуха, Гераклит -- огня.
Пифагор, Анаксимен, Гераклит, Платон, Марк Аврелий, Эпиктет,-- читал по складам один из мальчиков латинские надписи на подножиях мраморных и медных изваяний.
Ибо что касается процесса воспламенения, то Гераклит не отклоняется от общего мнения, а именно что движение разрежения и уменьшения шло от земли к воде, от воды к воздуху, от воздуха к огню, а назад иначе: порядок был круговой.
Но, спаси и помилуй, - там было еще и другое, там история целой культуры была, философия от Гераклита до Иверсена, утопизм от Томаса Мора до Тегерсена, искусство во всем его множестве форм - от Гомера до Кристенсена, от пещер Альтамиры - и вплоть до Лундстрема!
Действительно, гомеомерии -- у Анаксагора, атомы -- у Левкиппа и Демокрита, земля и небо -- у Парменида, раздор и дружба -- у Эмпедокла, разрежение тел в безразличной природе огня и возвращение их к плотному состоянию -- у Гераклита -- все это имеет в себе что-либо от естественной философии, напоминает о природе вещей, об опыте, о телах.
Веданты и Гераклита, Спинозы и атомистов, полагавших, что наша вселенная вечна.
В самом деле, не говоря уже о том, что не может какой-либо из этих элементов быть беспредельным, невозможно, чтобы все в совокупности, даже если оно ограниченно, было или становилось одним из этих элементов вопреки утверждению Гераклита о том, что все когда-нибудь станет огнем.
И вся античная философия, от Анаксимандра, Гераклита и Эмпедокла до Платона, Марка Аврелия и Плотина, во всем другом расходясь с учениями поэтов и борясь с ними, в этом пессимизме, в этом горьком признании безнадеждой суетности, слабости и бессмысленности земной жизни человека сходится с греческой поэзией.
Здесь Будда удивительно приближается к догадкам своего современника Гераклита о природе мира.
Эпикура, полное и пустое Левкиппа и Демокрита, воду Фалеса, бесконечную природу Анаксимандра, воздух Диогена, числа и симметрию Пифагора, бесконечное Парменида, единое Мусея, воду и огонь Аполлодора, сходные частицы Анаксагора, раздор и любовь Эмпедокла, огонь Гераклита или любое другое воззрение из бесконечного хаоса взглядов и суждений, порождаемых нашим хваленым человеческим разумом, его проницательностью и уверенностью во всем, во что он вмешивается.
Однако сама философская концепция Гераклита имела определенную ограниченность.
Парменид воспринимал его логически, Гераклит интуитивно, а Ксенофан выступил поистине в духе своих современников, израильских пророков.
Понятие развития в том смысле, в котором оно употребляется в милетской школе, и в частности Гераклитом, Парменид подвергает острой критике и называет пустым именем.
Источник: библиотека Максима Мошкова