гамелан в словаре кроссвордиста
гамелан
- (от гамель — ударять, стучать) народный оркестр, в основном из ударных инструментов, в Индонезии, особенно на Яве и Бали. (этнографическое)
- Традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования. Появившись на острове Ява, впоследствии распространился на Бали, Суматре и других островах Малайского архипелага
- Индонезийский традиционный оркестр (гонги, ксилофоны, в т. ч. металлические, барабаны, иногда струнные, духовые и голос)
Энциклопедический словарь, 1998 г.
индонезийский традиционный оркестр (гонги, ксилофоны, в т.ч. металлические, барабаны, иногда струнные, духовые и голос). Понятие "гамелан" подразумевает также тип музицирования.
Большая Советская Энциклопедия
(от яванского gamel ≈ шуметь, стучать), национальный индонезийский оркестр. Основу его составляют ударные инструменты типа ксилофона и металлофона, гонги, барабаны, иногда включаются струнные щипковые, деревянные духовые и шумовые инструменты. Звучание Г. отличается гибкостью динамики, своеобразием тембровых красок. Г. в импровизационной манере исполняет классические и народные мелодии. Используется в различных сценических представлениях и на торжественных церемониях.
Википедия
Гамела́н — традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования. Появившись на острове Ява , впоследствии распространился на Бали , Суматре и других островах Малайского архипелага .
Основу инструментария составляют ударные музыкальные инструменты : ксилофон гамбанг , металлофоны гендер , сарон , слентем ; лежачие гонги бонанг , барабаны генданг , различные подвесные гонги и др. Более того, именно ударные инструменты, прежде всего гамбанг и гендер, исполняют основную музыкальную тему. В состав гамелана включаются также струнные щипковые — кечапи и целемпунг , смычковый ребаб , продольная флейта сулинг , разнообразные шумовые инструменты, иногда мужской и/или женский голос. Общее число инструментов колеблется от 10 до 25.
Употребляются классические звукоряды индонезийской музыки — 5-ступенный слендро и 7-ступенный пелог , в которых находит применение микрохроматика ; при этом строй всего оркестра определяется строем пластиночных инструментов. При исполнении выбранной темы оркестр руководствуется одной из мелодических формул патет .
Звучание гамелана, которое при первом знакомстве может показаться европейцу диким и хаотическим, отличается большой гибкостью динамики и выразительностью, чему способствует искусное сочетание тембровых красок. Большую роль играет импровизация . Разучивание партий производится главным образом на слух. Каждый музыкант при исполнении темы стремится выявить характер своего инструмента, как можно полнее продемонстрировать его выразительные возможности. В основе репертуара гамелана — импровизационное исполнение классических тем и народных мелодий.
Гамелан используется в драматических, балетных, песенно-танцевальных представлениях, торжественных церемониях, шествиях и праздниках. Тесно связан с народным кукольным театром. Традиционный индонезийский гамелан, как правило, представляет собой общину музыкантов, проживающих в одной деревне и совместно владеющих оркестровыми инструментами. В XX веке появились не связанные с деревенской традицией академические гамеланы, в том числе и за пределами Индонезии.
Полифонический, «неземной» звук оркестра с давних пор поражал европейцев, включая сэра Фрэнсиса Дрейка , посетившего Яву в 1580. С начала 20 в. гамелан привлек внимание европейских и американских исследователей. Интерес к нему на Западе во многом стимулировали композиторы, творчески заимствовавшие его музыкальный строй. К ним относятся К. Дебюсси , Дж. Кейдж , Э. Варез , А. Жоливе .
Русский поэт К. Д. Бальмонт (1867—1942), посетивший в 1912 во время кругосветного путешествия Целебес ( Сулавеси ), Яву и Суматру , так выразил свои впечатления от этого оркестра в стихотворении «Гамеланг»:
Примеры употребления слова гамелан в литературе.
Когда собеседники ненадолго умолкали, из дворца доносились тихие звуки гамелана, и гонги гудели, будоража ее сердце воспоминанием, которое не хотело блекнуть.
Но на самом деле такого рода переживания возможны только в рамках той или иной культурной традиции, то есть всемирная гармония нью-йоркского джазового биг-бэнда это совсем не то же самое, что космическая гармония западно-европейского симфонического оркестра, и уж совсем не то же самое, что буддистская гармония индонезийского гамелана.
Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана.
Источник: библиотека Максима Мошкова