Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

вязь в словаре кроссвордиста

вязь

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вязь

вязи, мн. нет, ж. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью.

Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вязь

-и, ж. Старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Арабская в.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вязь
  1. ж.

    1. Узор из переплетающихся или соединяющихся между собою линий (в рисунке, орнаменте и т.п.).

      1. Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент.

      2. Сплетение нескольких букв или целых слов в сложный узор.

  2. ж. разг.-сниж. Вязкое, болотистое место; топь.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вязь
  1. декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент (некоторые виды древнеславянского, арабского письма).

  2. Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу (напр., в деванагари).

Большая Советская Энциклопедия

Вязь
  1. декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. В. применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста. Иногда использовалась и в прикладном искусстве, служила украшением посуды. Для написания В. прибегают к двум приёмам: сокращению букв (путём сближения частей букв, подчинения одной буквы другой) и их украшению орнаментальными элементами. В. стала применяться в византийской книге в середине 11 в., у южных славян ≈ в 1-й половине 13 в., в русской книге ≈ в конце 14 в. К концу 15 в. В. стала распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы В. созданы в середине 16 в. в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся печатной В. книги русского первопечатника Ивана Фёдорова. С 18 в. начинается упадок искусства В., которая сохраняется лишь в старообрядческих книгах 18 и 19 вв.

  2. Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу знаков (например, в индийском письме ≈ деванагари).

    Лит.: Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956; Щепкин В. Н., Вязь, «Древности. Труды Московского археологического общества», 1904, т 20, в. 1.

    А. Г. Шицгал.

Википедия

Вязь (река)

Вязь — река в Пушкинском районе Московской области России , ранее левый приток реки Учи , ныне впадает в Пестовское водохранилище .

Вязь (значения)

Вязь — тип древнерусского письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой. В повседневной речи также употребляется по отношению к арабскому письму .

Вязь также может означать:

  • Вязь — река в Пушкинском районе Московской области, ранее левый приток Учи, ныне впадает в Пестовское водохранилище;
  • Вяз , также указывается как "Вязь" — река в Клинском районе Московской области, приток Ямуги
Вязь

Вязь — тип письма , в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

  • лигатура : соединение двух или нескольких букв , имеющих общую часть;
  • уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
  • подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
  • соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
  • сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян , но особенно широкое применение они нашли в русской письменности . Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).

Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок . Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.

Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века , но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.

В русской книге вязь появилась в конце XIV века . К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород , а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь . Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий , а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым .

На Руси в течение XV — XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке .

Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях , на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI — XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке .

Примеры употребления слова вязь в литературе.

На широкой кровати с резными ангелами в изголовье восседали всегда - как часть гарнитура - соломонова жена, ассирийка, и трое детей, все девочки, а на стульях с гнутыми ножками из орехового дерева, на тумбах, расписанных золотой вязью, на напольном персидском ковре со сценами из венецианской жизни эпохи кватроченто, на подоконнике, усыпанном декоративными подушками, - повсюду сидели и стояли клиенты, с которыми Клоп обговаривал сроки и условия всяких услуг: поминальные молитвы на кладбище, составление брачных кетуб, освящение новых квартир и - чаще всего - ритуальные обрезания.

Модель-стихотворение, размера европейского по русски не склоненное в спинке, а на выточках грудки-незабудки женщины французской, жадной до кутюра Рембо и Верлена, зрители - женщины америки, щедро раздающие всем аплодисменты-гамбургеры, в лентах мэтры, составляющие титры, охотники в шапочках тирольских и гетрах, буцами катающие по полу-паркету китайского узора и восточной вязи бело-черный мяч искусства.

Туды-завела, Сюды-завела, Концы залила, Следы замела В ла -- В лазорь -- в раззор От зорь -- до зорь На при -- вязи Реви, заклят: Взор туп, Лоб крут, Рог злат.

Людям из похоронной команды, мортусам, показалось, что руки чародея словно бы отделились от его тела - настолько сложную вязь жестов плели они.

Перед глазами сформировалась плоскость, похожая на мыльное зеркало, и на этой плоскости проступила вязь каких-то знаков и символов.

И, наконец, третье - подвигнул соседей на художественную роспись подтопка, покрасить который Мекину в голову не пришло, а пришло ему в голову нанести на него под потолком фриз из славянской вязи и по ребрам навести как бы витые колонны в псевдо-русском стиле.

Можно было видеть, что внутри зеленоватой стеклянной массы, как раз на границе между полушаром и конусом, лежит толстая металлическая пластинка, на которой различимы какие-то узоры, похожие на иероглифы, окруженные вязью.

И вязь листвы стройнее вязи строк, И лепку крон не пролепить поэтам, И беспечальной смерти холодок Вдруг прозмеится в воздухе прогретом.

Знаменитая базилика с ее низкими куполами и выпуклой вязью орнамента, с редкостным чудом ее мозаик и скульптур, казалась призрачной в мягком вечернем сумраке, а с Пьяццетты тянуло морским ветерком, таким легким, словно его рождали колебания невидимой завесы там, где две парных колонны стоят точно косяки ворот, давно уже никем не охраняемых.

Он возил в своем чемоданчике кисти, краски, разбавитель и толстенный альбом с образцами ровно одной тысячи шрифтов: косых, рубленных, прямых, вязью, старославянских, готических - всех не перечислить.

Глаза их пообвыкли, и на мозаичном полу обозначилась затейливая руническая вязь.

Он счел за лучшее уйти поспешно, а Ливенцев остро подумал, несколько мгновений следя пристально за его круглой спиной, что если есть на земле человек, которого он возненавидел смертельно, то это - Генкель, и если бы тысячи моралистов всех сортов и оттенков сейчас вот сошлись бы перед ним и стали убеждать его, что ненависть к человеку - тягчайший грех, он заткнул бы уши и послал бы их к черту, а возможно даже, что, вспомнив сложную ругательную вязь поручика Кароли, он пустил бы в дело его тугую спираль из печенки, селезенки, корня и прочих подобных вещей.

Некоторые подопытные предметы вдруг приобретали подвижность, оплывали, превращались в какой-то первобытный орнамент из извивающихся макарон, в арабески из ползучих нитей, которые, немного погодя, завивались колечками причудливой вязи и исчезали без остатка.

На адресах лихой канцелярский почерк с завитушками, с росчерком, безграмотные каракули, нервная интеллигентская вязь, старательно выведенные дамские колечки, ровные квадратики шрифта печатных машинок.

И долго спорили еще братчинники, рядили так и эдак, но побеждала боязнь Москвы, и все сходились к тому, что надо рискнуть, и побеждала, и победила, - золотым видением над вязью слов предстоящая, - боярыня Марфа Борецкая.

Источник: библиотека Максима Мошкова