вэй в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
царство в Древнем Китае. Было образовано в 403 до н. э., когда три знатных рода ≈ Вэй, Чжао и Хань поделили между собой царство Цзинь. Царство В. занимало юго-западную часть современной провинции Шаньси, а также северную и восточную части современной провинции Хэнань. В 225 до н. э. было завоёвано царством Цинь.
Википедия
Вэй
Вэй (, пиньинь : Cáo Wèi) — одно из трёх царств Эпохи Троецарствия Китая , существовавшее в 220 г. — 266 г.
Вэй — в контексте даосизма обозначает на так называемое «Деяние».
«Деяние» — это такое миробытие , когда все действия человека в мире рассчитаны и имеют под собой какую-либо цель или причину. Сюда могут быть причислены, например, традиционное обучение и бизнес. В даосской традиции считается, что чрезмерная зацикленность человека на «Вэй» выводит из равновесия и его самого, и мир. Антиподом деянию является недеяние, или У-вэй , которое в даосизме и позиционируется как более правильное миробытие.
Вэй — удельное княжество, а с 334 года до н. э. — царство в древнем Китае, существовавшее в период Сражающихся Царств , существовавшее c 445 до н. э. по 225 до н. э. Царство Вэй располагалось между царствами Цинь и Ци , в современном Китае территория Вэй находится в провинциях Хэнань , Хэбэй , Шаньси и Шаньдун . Столицей первоначально был город Аньи 安邑 (совр. Юньчэн ), а потом Хуэй-ван перенёс столицу в Далян (современный Кайфэн ). После переноса столицы царство называли также Лян.
Вэй — вассальское царство эп. Чжоу , основанное как одно из трёх владений Чжоу на месте столичного региона покорённой династии Шан , со столицей в Чжаогэ .
История Вэй демонстрирует ослабевание и гибель дома Чжоу: от основания империи, через раздробленность эп. Чуньцю , к хаосу периода Воюющих Царств и новой имперской эпохе Цинь-Хань. Правители Вэй нуждались в поддержке гегемонов, понижались в звании (от гун к хоу и цзюнь), однако номинально царство сохранилось даже после смерти Цинь Шихуана . Конец существованию Вэй был положен лишь его сыном , в 209 году до н. э.
В позднюю эпоху своего существования Вэй 衞 входило в состав царства Вэй 魏 (в англ. орфографии омонимия иногда избегается: Wei vs Wey)
Императрица Вэй (664 — 21 июля 710) — китайская императрица времён династии Тан , фактическая правительница империи при императоре Чжун-цзуне .
Примеры употребления слова вэй в литературе.
Глава шестьдесят вторая, в которой пойдет речь о том, как Ян Хуай и Гао Пэй поплатились головами, и о том, как при нападении на Лочэн Хуан Чжун и Вэй Янь соперничали из-за первенства.
Глава восемьдесят вторая, в которой идет речь о том, как Сунь Цюань покорился царству Вэй и получил девять даров, и как Сянь-чжу, выступая в поход, наградил войско.
Глава девяносто третья, из которой читатель узнает о том, как Цзян Вэй покорился Чжугэ Ляну и как Чжугэ Лян своей бранью довел до смерти Ван Лана.
Глава девяносто седьмая, в которой речь пойдет о том, как Чжугэ Лян во второй раз представил доклад о походе против царства Вэй, и как Цзян Вэй с помощью подложного письма разгромил войско Цао Чжэня.
Глава сто седьмая, в которой рассказывается о том, как вся власть в царстве Вэй перешла к роду Сыма и как Цзян Вэй потерпел поражение у горы Нютоушань.
Глава сто двенадцатая, из которой читатель узнает о том, как Юй Цюань пожертвовал своей жизнью в Шоучуне и как Цзян Вэй вел кровопролитный бой за город Чанчэн.
Глава сто тринадцатая, в которой рассказывается о том, как Дин Фын отрубил голову Сунь Линю и как Цзян Вэй разгромил Дэн Ая в бою.
Глава сто четырнадцатая, в которой повествуется о том, как погиб Цао Мао, и о том, как Цзян Вэй одержал победу над врагом.
Глава сто пятнадцатая, в которой рассказывается о том, как Хоу-чжу поверил клевете и отозвал войско из похода, и о том, как Цзян Вэй построил военные поселения.
Глава сто девятнадцатая, в которой рассказывается о том, как Цзян Вэй пытался осуществить хитрый замысел, и о том, как еще один император отрекся от престола.
Но есть здесь один весьма достойный человек и к тому же очень богатый, по имени Вэй Хун.
Цао Цао приготовил угощение и, пригласив Вэй Хуна, поведал ему: -- Ханьский дом ныне без правителя.
Юань Шао возглавляет союз князей, а его дядя Юань Вэй занимает у нас должность тай-фу.
Дянь Вэй подобно ветру может мчаться на коне, вооруженный двумя железными копьями по восемьдесят цзиней весом каждое.
Вдруг Дянь Вэй увидел, что налетевший ветер опрокидывает большое знамя у шатра и воины не в силах удержать его.
Источник: библиотека Максима Мошкова