Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

восприятие в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

восприятие

психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

восприятие

восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

восприятие

-я, ср.

  1. см. воспринять.

  2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

восприятие

ср.

  1. Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание.

    1. Психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта.

    2. Образ, возникающий в результате такого процесса.

  2. устар. Процесс действия по знач. глаг.: восприять.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

восприятие

сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Большая Советская Энциклопедия

Восприятие

сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой . Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания ).

К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или «оперативной единицы» В.).

Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники ≈ Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода ≈ игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психические образы, ≈ практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим теориям, либо к отказу от естественнонаучного объяснения В.

Решающий шаг в преодолении пассивной «рецепторной» концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т.д.) исследуются анатомо-морфологические, биофизические, электрофизиологические особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленные исследования по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до настоящего времени не удалось построить единую теорию В., которая интегрировала бы результаты многочисленных исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др.

Согласно современным представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т.д. ≈ во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

Важное свойство В. ≈ возможность перестройки чувственных моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio ≈ восприятие) моделей, В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза , где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В.

Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собственных движений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта; с другой стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на «язык» оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.

В развитых процессах В. имеются специальные перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по которому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.

В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существенный вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В. ≈ не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания.

Изучение В. имеет важное значение и свои специфические стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т.д.

Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт Ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Ярбус А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965; Шехтер М. С., Психологические проблемы узнавания М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. и Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969; Allport F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. ≈L., [1955].

В. П. Зинченко.

Википедия

Восприятие

Восприя́тие, перце́пция — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Восприятие (телесериал)

«Восприятие», или «Предчувствие» — криминальный телесериал, созданный Кеннетом Биллером и Майком Суссманом, который транслировался на телеканале TNT с 9 июля 2012 года по 17 марта 2015 года. Производством сериала занималась компания ABC Studios .

13 ноября 2014 года сериал был закрыт после трех сезонов.

Восприятие (значения)

Восприятие:

  • Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
  • Восприятие — криминальный телесериал, созданный Кеннетом Биллером и Майком Суссманом.

Примеры употребления слова восприятие в литературе.

Несмотря на то что в самом начале, при первичном восприятии смерти, она проявляет себя как распад и утрата, впоследствии, показывая ничтожность времени и невероятную ценность каждого мгновения, она оказывает на нас тонизирующее воздействие: хотя она предлагает нам всего лишь образ тщеты нашего существования, это все равно очень важно, так как тем самым она превращает эту тщету в абсолют и приглашает нас соединиться с ним.

Ответвления Ритуалы Типичное построение сеанса Воображение Фильтры восприятия Заземление Восстановление ресурсов Многомерность Человек перед вами Участие в сеансе Нерешительность Процессы и техники Энергия Заряженные области Язык тела Якоря Первый сеанс Процедура или результат Гибкость Направления Инструменты Абстракции Преобразование Реальный мир Нелогичность Раздел 4: Стили техник Рекурсия Огорчения Плохие поступки Трансовые состояния Свободный стиль сеанса Сеанс в свободном стиле Раздел 5: Диалог Говорить о том, что здесь есть Диалог Техника диалога Как задавать вопросы Результат Раскрытие значений Ключи Разблокирование Разгрузка Пробелы и искажения Отрицание Позиции восприятия Раздел 6: Фиксированные идеи Фиксированные идеи Типы фиксированных идей Обнаружение фиксированных идей Общее расфиксирование Встроенные команды Раздел 7: Прояснение реакций--повторное переживание происшествий Прояснение нежелательных реакций Повторное переживание Что такое повторное переживание?

Но общее восприятие личности и творчества великого русского писателя у Аксакова субъективно и односторонне.

Электроды присоединялись к универсальному Центру Поэтического Восприятия, в который, кроме всего прочего, входили усилители образной структуры, ритм-модуляторы, микшеры уподоблений, аллитерационный синтезатор -- все для того, чтобы слушатель в полной мере насладился стихами и проникся всеми оттенками поэтической мысли творца.

Не только восприятие не может вполне соответствовать тому, что заложено в произведении искусства, полагает Анненский, но само слово, будучи стимулом и возбудителем мысли, не адекватно ей.

Гвидиону хотелось угодить друидам Аннона, он видел, что они чрезвычайно довольны возможностью продемонстрировать ему свои силы, и он смиренно ждал, пока жрец выложит камнями круг, повторил вслед за другими слова заклинания и даже выпил отвар, способствующий легкому восприятию Перехода.

Содержание, сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует, иногда совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную определенной установке, ибо такого рода содержание сознания способствует восприятию и апперцепции всего однородного, преграждая путь восприятию всего чужеродного.

Положительный ответ на этот вопрос можно дать не только по отношению к асимметрическому восприятию пространства, но и применительно к таким соотношениям, как противопоставление высокого и низкого тона.

У киборгов обидчивость не была запрограммирована, но Асмодей вдруг огрызнулся, что самоусовершенствованием надо заняться людям, а не ему - все восприятия у него на порядок острей, чем у человека.

Более того, возникает новое искусство представления внутреннего мира, переживаний человека, его ассоциативного восприятия мира в виде специальных семантических схем, которые затем обрабатываются программами, генерирующими стихи.

Он блестяще иллюстрирует разницу между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.

Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать.

Казалось, доктор не расслышал его и продолжал: - Как предполагают, из-за нарушения чувства времени окружающий мир в восприятии больных аутизмом значительно ускоряется, и они не могут его нормально воспринимать.

В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм.

Ему нужна была эта молодая баварка, ее гнев, замедленность ее восприятий, ее угрюмость, ее сила.

Источник: библиотека Максима Мошкова