Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Виджняна

Виджня́на ( санскр. विज्ञान, ; vi — префикс «раз-» и jnana — «знание», «познание», то есть распознавание, различающее познание) — понятие индийской философии и психологии, означающее различительное познание, осознание, понимание; в буддизме относится к сознанию в широком смысле.

В буддийском учении психофизический мир составлен из пяти скандх , или групп элементов ( дхарм ), — рупа , ведана , санджня , самскара и, наконец, виджняна, или осознание самого себя. Согласно одному из типов классификации дхарм (по дхату ), виджняна занимает 6 из 18 позиций и соответствует сознанию слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и мыслимого.

В буддийской концепции причинно-следственного порождения ( пратитья-самутпада ) виджняна, отождествляемая с сознанием «я» индивида, является одним из звеньев ( нидан ) цепи причинности и, таким образом, не имеет вечного и независимого существования, но постоянно генерируется вновь как результат авидьи .

Центральное место понятие виджняны занимает в школе йогачара , которая также называется виджняна-вада, поскольку признает сознание единственной реальностью. Восемь видов виджняны — это пять видов чувственного восприятия, умственное сознание (мановиджняна), ложное сознание «я» (клиштамановиджняна) и так называемая алая-виджняна . Алая-виджняна представляет собой «хранилище» всех возможных состояний и впечатлений, проявляющихся в определённый момент под действием кармы . Она служит единственным источником всех других видов виджняны, и, следовательно, в целом того, что считается «реальностью».

В « Катха-упанишаде » виджняна практически тождественна интеллекту- буддхи и выше рассудка- манаса .

В веданте виджнянамайя-коша — первая из «оболочек» тонкого тела (сукшма-шариры), если рассматривать их «со стороны» каузального, причинного тела (карана-шариры). Виджняну как дискурсивное, различительное познание превосходит Праджня — целостная интуитивная «мудрость».