Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

булгаков в словаре кроссвордиста

булгаков

Энциклопедический словарь, 1998 г.

булгаков

БУЛГАКОВ Борис Владимирович (1900-52) российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний.

булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926), "Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателя при жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца", "Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). В романе "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) - идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.

булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82) русский историк, академик Петербургской АН (1854). Труд "История русской церкви" (т. 112).

булгаков

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953).

булгаков

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж) русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910х (монографии "Философия хозяйства", 1912, и особенно "Свет Невечерний", 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Из глубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцовоснователей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст. "Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазнокапиталистической идеологии, проекты "партии христианской политики", отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т.п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах "На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости. Философия и богословие Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией. Софиология Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в "большой трилогии": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь София сближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его - "поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства. Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926. Друг Жениха, Купина Неопалимая. 1927. Лествица Иаковля. 1929. Соч. 1933. Т. 1-2. О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергия Булгакова митрополиту Евлогию. 1935. Автобиографические заметки. 1948, 1990. Православие. 1965, 199

  1. Христианство и еврейский вопрос. 1991. Литература: Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. Памяти о. Сергия Булгакова. 1945. Зандер Л. Бог и мир. 1948. Т. 1-

  2. Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия Булгакова. 1987. Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков // Богословские труды. 1986. Т. 27. Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p. Serge Boulgakov. Рaris, 1984. С. С. Хоружий.

булгаков

БУЛГАКОВ Федор Ильич (1852-1908) российский журналист и историк искусства. "Художественная энциклопедия" (т. 1-2, 1886-87), сборник биографий "Наши художники" (т. 1-2, 1889-90).

булгаков

БУЛГАКОВ Яков Иванович (1743-1809) российский дипломат, писатель, переводчик; почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790 посланник в Варшаве.

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Булгаков

Булга́ков — русская фамилия, образованная от нецерковного имени Булгак, а также топоним:

Булгаков (Краснодарский край)

Булгаковхутор в Гулькевичском районе Краснодарского края .

Входит в состав Николенского сельского поселения .

Примеры употребления слова булгаков в литературе.

Все вокруг одновременно и напоминает сцены из книг Толстого, Булгакова, Аверченко, но и разительно от них отличается.

Мы прежде всего рассмотрим произведения таких писателей, как Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Федор Сологуб, Андрей Белый, Роберт Музиль, Густав Майринк, Франц Кафка, Томас Манн, Герман Гессе, Альбер Камю, Уильям Фолкнер, Михаил Булгаков, Джон Фаулз, Акутагава Рюноске, Хорхе Луис Борхес, Владимир Набоков Хулио Кортасар, Габриэль Гарсиа Маркес, Ален РобГрийе, Макс Фри, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Дмитрий Галковский, Милорад Павич.

Булгаков вместе с небольшой постановочной группой выехал в Грузию для изучения материалов на месте, в Батуми и Кутаиси.

Булгаков написал произведение о молодом революционере начала века, об инакомыслящем, исключенном из духовной семинарии за крамольные взгляды, об организаторе антиправительственной демонстрации и политическом заключенном батумской тюрьмы, поднявшем бунт против жестокостей тюремного режима.

Булгакова Ольга Сергеевна Бокшанская - сестра Елены Павел Петрович Берков - актер Николай Христофорович Шиваров - следователь НКВД Василий Иванович Качалов - великий советский актер Николай Робертович Эрдман - драматург, сатирик Ольга Леонардовна Кениппер-Чехова - актриса, вдова А.

Единственный фиктивный персонаж - Павел Берков, хотя известно, что у Булгакова было несколько подобных, посещавших его дом, знакомых, имена которых можно было бы назвать.

Перефразируя Булгакова, как ни гнусен был заведующий Протасеня, но сменившая его Тамара Панкратовна Богданова оказалась еще гнуснее.

Исследование исправлений и вычерков показывает, что кроме стилистической правки рукой Булгакова в 4.

В каком-то смысле роман Булгакова и исследование Гаспарова теперь уже трудно отделить одно от другого.

И тогда, совсем как в далекие годы детства, бросились на шею майору Бурцеву одуревшие от счастья все те же мальчишки - моряк Балтийского Флота Трубачев, геологоразведчики Мазин и Русаков, строитель Одинцов, художник Малютин, учитель Саша Булгаков и две подружки - воспитательница детского дома Нюра Синицына и будущий врач Лида Зорина: - Митя!

Булгаков сообщил экипажам, что уговоры Блистательной Порты будут продолжены, но все-таки советовал готовиться к зимованию в Буюк-Дерс.

Булгаков, Гершензон, Кистяковский, Струве, Изгоев, Франк -- интеллектуалы, историки, экономисты, философы.

А ведь именно, что композитор, автор драматической легенды Осуждение Фауста, ораториальной трилогии Детства Христа - не правда ли, очень схожая тема, особенно, если вспомнить эпиграф, взятый Булгаковым: .

Кроме Ильфа, Петрова и Олеши здесь были завсегдатаями Катаев, Булгаков, Эрлих, Славин, Козачинский.

И Булгаков в любых количествах, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Гумилев, высокая классика, и фантастика, и детектив, и порнуха, и ужастики.

Источник: библиотека Максима Мошкова