Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бубновый валет

объединение московских художников (1910-16), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки. Художники "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк) решили проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Большая Советская Энциклопедия

Бубновый валет

«Бубновый валет», объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников «Б. в.» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистико-символистическими тенденциям в русском искусстве первого десятилетия 20 в., характерны живописно-пластического искания в духе творчества П. Сезанна , фовизма и кубизма , а также обращение к приёмам русского лубка и народной игрушки. В практике «Б. в.» претворились кризисные черты русской художественной культуры предреволюционного десятилетия. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею «самоценности» живописи, художники «Б. в.» разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и «вещности» натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников «Б. в.» вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление «эпатировать буржуа», а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от «Б. в.» группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под названием « Ослиный хвост ». В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка «Б. в.» не включала работ ведущих художников этого объединения). После Октябрьской революции многие бывшие члены «Б. в.», преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами советского искусства. В 1925 по инициативе бывших членов «Б. в.» возникло объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» ( ОМХ ).

Лит.: Выставка произведений группы художников «Бубновый валет», М., 1927; Лебедев А. К., Искусство «Бубнового валета» и проблема художественного наследия, в сборнике: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907≈1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969.

Википедия

Бубновый валет (художественная группа)

Лентулов . Женщина с гитарой . 1913

Происхождением своим название выставки и объединения обязано двум ассоциациям, и построено на недвусмысленной игре слов: до 1917 года «бубновыми вальтами» называли каторжников — тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконную робу -балахон, на спину которой нашивался чёрный ромб — что, как и всегда, должно было делать обладателя такого наряда «клеймлённым» и приметным; второй, также « семиотический » намёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон , в соответствии с которым валетовый номинал в сочетании с бубновой мастью считался и звался — «мошенником», «плутом». Всё это и должно было вызывать у добропорядочных обывателей определённую реакцию: у кого — юмористическую , у других — невольного содрогания, у третьих — раздражение и ханжеское возмущение.