Энциклопедический словарь, 1998 г.
храм (478-493) близ г. Болниси. Величественная 3-нефная базилика, 2 ряда столбов соединены арками, на капителях резные геометрические узоры.
Большая Советская Энциклопедия
храм 478≈493 (в 70 км от Тбилиси, близ поселка Болниси), наиболее значительный образец ранних средневековых базилик Грузии. Величественное внутреннее пространство разделено двумя рядами столбов, соединённых подковообразными арками, на 3 нефа, крытых общей двускатной крышей. На капителях резные геометрические узоры, изображения растений и животных. С Ю. ≈ 2-апсидное помещение и открытый портик; с С. ≈ открытая галерея. Рядом с Б. С. ≈ колокольня 17 в.
Лит.: Чубинашвили Г. Н., Болнисский Сион, «Изв. Института языка, истории материальной культуры», 1940, т. 9.
Википедия
Болнисский сион — древнейший грузинский храм в форме базилики . Находится в селе Квемо-Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли .
Постройка начата в 478 и закончена в 493 году , это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке.
Храм возведен на трехступенчатом цоколе . Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня . Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ.
Внешние декоративные украшения почти отсутствуют, формы грузны и приземисты. Сложен из крупных квадров зеленоватого камня. Западный и восточный фасады монументально строги и лаконичны. Северный и южный фасады оживляются арками открытых боковых галерей .
Интерьер храма формируется рядами крестообразных в сечении колонн . Крупные ясные и четкие формы придают внутреннему пространству монументальный характер.
Резные каменные капители колонн и пилястр украшены изображениями животных и деревьев, а также содержат линейный орнамент в виде двойных арочек. Сюжеты изображений, видимо, связаны с символикой раннего христианства , но возможна и связь с древними местными культами. В трактовке форм прослеживается связь с искусством Ирана и Сирии , а также связь с местными традициями резьбы по дереву.