Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

белый стих

стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме ("Борис Годунов" А. С. Пушкина), - 5стопный ямб. Ср. со свободным стихом.

Большая Советская Энциклопедия

Белый стих

(буквальный перевод с франц. vers Ыаnс, восходит к англ. blank verse), нерифмованный стих в силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. Б. с. нельзя смешивать с метричным античным или русским былинным стихом , которым вообще не свойственна рифма. Структурную роль рифм в Б. с. играет единообразие или чередование определенных клаузул (окончаний стихотворных строк). Из-за отсутствия системы рифмовки для Б. с. характерна астрофичность или бедная строфика и вместе с тем большая свобода и речевая гибкость. В России Б. с. впервые применен в силлабическом стихосложении А. Д. Кантемиром, а в силлабо-тоническом ≈ М. В. Ломоносовым. К Б. с. прибегали А. Н. Радищев («Бова», «Песни древние и исторические»; см. о Б. с. в его «Путешествии...», гл. «Тверь»), В. А. Жуковский. Б. с. (обычно 5-стопный ямб) связан главным образом с драматургическими жанрами (например, драматургия У. Шекспира, в русской литературе ≈ «Борис Годунов» и «маленькие трагедии» А. С. Пушкина, драматическая трилогия А. К. Толстого). Образцы Б. с. в русской поэзии ≈ стихотворение Пушкина «Вновь я посетил», М. Ю. Лермонтова «Слышу ли голос твой», поэмы В. А. Луговского «Середина века».

Википедия

Белый стих

Бе́лый стихстих , не имеющий рифмы , но, в отличие от свободного стиха , обладающий определённым размером : белый ямб , белый анапест , белый дольник .

Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий , для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии , в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.

В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков ) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость» :

Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной, И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» А далеко, на севере — в Париже — Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует. А нам какое дело? слушай, Карлос, Я требую, чтоб улыбнулся ты…

В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации .