Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Белый Андрей

Белый Андрей (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, ≈ 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма . Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к символистам «младшего» поколения. Первый сборник стихов ≈ «Золото в лазури» (1904). В написанных ритмической прозой четырёх «симфониях» («Героическая», 1900, издана в 1903 под названием «Северная симфония»; «Драматическая», 1902; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908) сказались декадентские черты. Революция 1905≈07 вызвала у Б. интерес к общественным проблемам (сборник стихов «Пепел», 1909). В романе «Петербург» (1913≈14, переработанное издание 1922) сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на реакционно-бюрократический Петербург; однако революционное движение в романе рисуется в искажённом свете. Находясь за границей, Б. в 1912 испытал влияние главы антропософов Р. Штейнера. В 1916 возвратился в Россию. После Октябрьской революции, в 1919≈22, издавал журнал символистского направления ≈ «Записки мечтателей». В послереволюционные годы писал преимущественно прозу: автобиографические повести «Котик Летаев» (1922), «Крещёный китаец» (1927), историческая эпопея «Москва» (ч. 1 ≈ «Московский чудак», 1926, ч. 2 ≈ «Москва под ударом», 1926; «Маски», 1932). В прозе Б. остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма (сборник статей «Символизм», 1910) и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы («Ритм как диалектика» и «Медный всадник», 1929, и статьи в журнале «Горн» в 1919). Значительный интерес представляют мемуары Б.: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века. Воспоминания» (1933) и «Между двух революций» (1934).

Соч.: Собр. соч., т. 4, 7, [М.], 1917; Мастерство Гоголя, М.≈ Л., 1934; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Т. Ю. Хмельницкой], М.≈ Л., 1966.

Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., [1928]; Литературное наследство, [т.] 27≈28, М., 1937; Михайловский Б. В., Русская литература XX в., М., 1939; История русской литературы, т. 10, М.≈ Л., 1954; Денисова Л., Проблема диалектики в советской эстетике 20-х годов, в кн.: Из истории советской эстетической мысли. Сб. ст., М., 1967, с. 407≈13.

О. Н. Михайлов.