бахши в словаре кроссвордиста
бахши
- У народов Ср. Азии - певцы, сказители
- (каракалп., казах. баксы, узб. бахши от санскритского бхикшу — учитель) шаман, народный поэт, певец и сказитель у народов Средней Азии. (этнографическое)
- Бард с дутаром
- У народов Средней Азии певцы, сказители; знахарь-колдун
- Узбекский сказитель
- Туркменский сказитель
- Туркменский сказатель
Большая Советская Энциклопедия
(туркм. ≈ багшы, казах. ≈ баксы), народные певцы, музыканты, сказители и поэты у народов Средней Азии. Слово «Б.» восходит к санскрицкому bhikshu ≈ учитель. У монголов, исповедовавших буддизм, Б. означало человека, умеющего писать уйгурским письмом, поэтому в эпоху Чингисхана и до 15 в. Б. назывались канцелярские писцы. Среди шаманистов Б. ≈ знахарь, колдун, народный лекарь-шаман, магической песней и игрой на музыкальном инструменте «изгонявший» из больного злых духов. Б. поют народные песни и эпические произведения ≈ дастаны, сопровождая пение на двухструнном музыкальном инструменте ≈ дутаре (прозаические части дастанов Б. обычно рассказывают). Б. создавали и хранили устное творчество. В условиях почти полной неграмотности населения Б. были также распространителями классических произведений. После Октябрьской революции от Б. были записаны многие произведения устного творчества. Существовала система обучения исполнительному мастерству Б., в которой немалое место отводилось поэтическим состязаниям.
Лит.: Успенский В. и Беляев В., Туркменская музыка, М., 1928.
Х. Г. Кор-оглы.
Википедия
Узбекский бахши Абдуназар Поёнов рассказывает дастан ( эпос ) «Келиной» под аккомпанемент на домбре
]] Бахши́ — народный певец, исполнитель фольклора у тюркских народов Средней Азии , обычно выступает на праздниках. Неотъемлемая часть бахши — дутар , струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя жильными или нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором.
Слово «бахши» происходит от санскритского bhikshu — учитель. Монгольские буддисты так называли людей, владеющих уйгурским письмом , поэтому в XIII—XV веках словом «бахши» называли писцов.
В шаманизме бахши выступают в роли знахарей, колдунов, лекарей, которые посредством песен и музыки изгоняли злых духов.
В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.
Во время практически всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции, а также распространяли классические произведения. После Октябрьской революции многие произведения, до этого существовавшие только в устной традиции, были записаны.
Во второе воскресенье сентября в Туркмении отмечается День туркменского бахши.