Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

батый

БАТЫЙ (Бату) (1208-55) монгольский хан, внук Чингисхана. Предводитель общемонгольского похода в Вост. и Центр. Европу (1236-43), с 1243 хан Золотой Орды.

Большая Советская Энциклопедия

Батый

Бату, с (1208≈1255), монгольский хан, сын Джучи , внук Чингисхана . После смерти отца (1227) стал главой Джучи улуса . Завоевав Дешт-и-Кипчак (Половецкая степь) (1236), возглавил поход в Восточную Европу (1237≈43), сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. В результате героического сопротивления русского народа, мужественно оборонявшего от захватчиков Рязань, Москву, Владимир, Козельск, Киев и другие города, войска Б. понесли большие потери. В конце 1240 монголо-татары, уже истощённые в борьбе с Русью, вторглись на территорию древних государств Восточной Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Далмации). Встретив сопротивление народов этих стран и не рискуя оставлять у себя в тылу завоёванные русские земли, Б. вынужден был весной 1242 начать поспешное отступление на В. Смерть великого монгольского хана Угедея (декабрь 1241) заставила Б. возвратиться в улус Джучи для укрепления своего положения. В 1243 в низовьях Волги Б. основал феодальное государство ≈ Золотую Орду со столицей Сарай-Бату, простиравшееся от Иртыша до Дуная. Б. участвовал в перевороте в Монгольской империи (1251) и при его поддержке великим ханом империи стал Мункэ .

Лит.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.≈Л., 1950; Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960.

Ш. Ф. Мухамедьяров.

Википедия

Батый

Бату́ (; в русской традиции Баты́й (ок.  — / 1256 ) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи , внук Чингисхана . После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи , после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев , Волжской Булгарии , русских княжеств , Польши , Венгрии и Далмации.

Примеры употребления слова батый в литературе.

Сразу после ухода Батыя на Волгу он напал на союзных монголам болоховских князей, перебил всю аристократию, а население княжества разогнал.

Не то чтобы не смогли поднять стен вернувшиеся на пепелище после Батыя обитатели двухсот уцелевших домов: пришли бы и помогли белгородцы, звенигородцы и вышгородцы, - только не велено возводить стены: баскак не велит, хан Куремса, наместник Батыя над югом.

Любой баскак, любой даруга, любой начальник ямского, почтового стана или же смотритель дорог - а дорог этих и широченных просек множество пролагали татары и во время и после вторженья, - любой из этих чиновников ордынских был и глазом и ухом Батыя.

Уже баскак Батыя сидел в Тбилиси - оскверненном, загаженном, опустевшем.

Почему сегодня - даже сегодня - лучшие читатели Батая относятся к тем, кому гегелевская очевидность кажется столь легким грузом?

Все понятия Батая, взятые по одному и зафиксированные вне своего синтаксиса, являются гегелевскими понятиями.

Мы даже могли бы вычленить в тексте Батая целую зону, в которой суверенность остается в рамках классической философии субъекта и, что самое важное, - того волюнтаризма9, который, как показал Хайдеггер, еще у Гегеля и Ницше смешивался с сущностью метафизики.

Но мы не читали бы текст Батая, если бы не вплетали эти положения в их общую ткань, которая разрушает их - выстраивая в цепочку или вписывая в себя.

В отличие от логики, как она понимается в ее классическом понятии, в отличие даже от гегелевской Книги, которую сделал своей темой Кожев, письмо Батая - в качестве высшего - не терпит различия между формой и содержанием.

Философ слеп к тексту Батая потому, что философом он является лишь в силу этого несокрушимого желания остановить, удержать достоверность себя самого и безопасность понятия от этого скольжения.

И одновременно оно подставляет таким вопросам свою низшую сторону, с которой, по словам Батая, оно соединяется в труде, дискурсе, смысле.

Не есть ли это одна из черт, сближающих мышление Батая с мышлением Бланшо?

Здесь нам следует истолковать Батая против самого Батая или, точнее, - один пласт его письма, отправляясь от какого-то другого пласта.

Оспаривая то, что для Батая в этом примечании как будто само собой разумеется, мы, быть может, отточим фигуру смещения, которой здесь подвержен весь гегелевский дискурс.

А из Югры, из Страны Мрака, вниз по Каме, на огромных ладьях - насадах - шли к Батыю, а после к Берке, граниты Северного Урала и многоличный дорогой камень.

Источник: библиотека Максима Мошкова