Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

баллада в словаре кроссвордиста

баллада

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

баллада

балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

баллада

баллады, ж. (ит. ballata).

  1. Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).

  2. Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).

  3. Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы "Руслан и Людмила". Французская баллада (лит.) - баллада во 2 знач.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

баллада

-ы, ж.

  1. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.

  2. Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера.

    прил. балладный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

баллада

ж.

  1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

  2. Отдельное произведение такого жанра.

  3. Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

баллада

БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo - танцую) во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ). 3) В музыке - встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады - сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.

Большая Советская Энциклопедия

Баллада

(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo ≈ танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья ≈ лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов ). Классическая французская Б. 14≈15 вв. ≈ бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец ≈ Б. «О женщинах былых времён» Ф. Вийона . В средневековой Англии Б. ≈ народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма , романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг ≈ в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне ≈ в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий ≈ авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической «тональности» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).

Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии ≈ в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией ≈ «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Инструментальная Б. ≈ жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность ≈ с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, «Северные записки», 1916, ╧ 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.≈Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.

В. А. Никонов, Е. М. Царёва.

Википедия

Баллада

Балла́да ( окс . balada/ballada, от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин . Основные значения:

  1. Средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма ;
  2. Лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
  3. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.
Баллада (значения)
  • Баллада — (1) средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма; (2) лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.; (3) поэтический и музыкальный жанр эпохи романтизма
  • Рок-баллада — разновидность песни в рок-музыке

Художественные произведения:

Книги:

  • Баллада об Аотру и Итрун
  • Баллада о гибкой пуле
  • Автоматная баллада

Фильмы:

  • Гусарская баллада
  • Баллада о солдате
  • Альпийская баллада
  • Баллада о старом оружии

Альбомы:

  • Баллада о скрипках

Примеры употребления слова баллада в литературе.

В программе: традиционная музыка Западной Европы и России - танцы, баллады, обрядовые песни, инструментальные наигрыши Зал Центрального Дома ученых В программе: Чайковский, Глинка, Динику, Сен-Санс, Григ, Алябьев, Лист Абонемент 85 Великий романтик фортепиано.

Именно тогда она начала задумываться: уж не пожаловался ли ему новый арфист, что дети неверно затвердили баллады и предания?

Новый арфист привез песни, которые я никогда даже не слышала - например, ту балладу, что он пел в день приезда.

Может, так и к лучшему - новый арфист без конца донимал Януса вопросами: вынь ему да положь, кто разучивал с детьми обязательные песни и баллады!

Скотт останавливается на спорах, которые вели фольклористы в его время, например об авторстве баллад, о социальном положении древнего менестреля, о преимуществах и недостатках различных источников балладного творчества и т.

Старинная баллада слишком часто страдает незначительностью мысли и бедностью выражения еще и потому, что видимая простота балладной строфы порождала сильный соблазн к сочинительству небрежному и тривиальному.

Есть хорошо сделанные батальные эпизоды, есть полные юмора народные сцены, есть чудесная идиллическая картина жизни гонимого Ллуэллена в лесу, вдохновленная балладами о Робине Гуде.

Старинная баллада Неприятель начал яростную атаку на мост несколько раньше, чем Мортон и Берли присоединились к оборонявшим его повстанцам.

В рок-н-роллах Элвиса и балладах Битлз мы открывали больше смысла, чем во всех тех статьях Ленина, что я законспектировал в 9-м и 10-м классах школы и на 3-х курсах института.

Поскольку Микл, отличный версификатор, умел также придавать своим стихам большую напевность - тут ему могли бы позавидовать барды гораздо более известные, - то и баллады эти очень ему удались, если, конечно, рассматривать их как произведения явно современные.

После событий в Динас Бренине, Килларе и Эймсбери моя слава неимоверно возросла, воспетая в балладах и песнях.

Музыку этой баллады сочинил друг Генри, Пол Дрессер, брат романиста Теодора Драйзера.

Все здесь было туманно и проникнуто атмосферой влюбленности, как немецкая баллада, -- это было подлинное убежище для страсти тысяча восемьсот двадцать седьмого года, с благоухающими в жардиньерках редкостными цветами.

Сейчас она начала петь отрывок из старой баллады: Тосклив мой сон, лорд Арчибалд, Моя постель - как лед, Возлюбленный неверный мой, Заутра - твой черед!

Гибор, отрицательно мотнув головой, рвет с шеи миндальный орех черненого серебра, в два такта баллады о короле Родриго мелодический медальон раскрывается, красный порошок ссыпан на тыльную сторону ладони, язык упоительной длины подбирает яд в один сапфический икт и симитарра в зрачках Магомы истоньшается, вспыхивает, перегорает - она не нужна.

Источник: библиотека Максима Мошкова