баллада в словаре кроссвордиста
баллада
- Героико-эпическое произведение
- Лирикоэпическое произведение
- Лирический жанр
- Лирическое произведение в рок-музыке
- Музыкальный "медляк"
- Произведение русского писателя И. Бунина из сборника "Темные аллеи"
- Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева "Горная ..."
- Рок-музыкальный медляк
- Симфония английского композитора Б. Бриттена "... о героях"
- Советский фильм "... о солдате"
- Сольное музыкально произведение
- Стихотворение Б. Пастернака
- Стихотворение русской поэтессы XIX века К. Павловой
- У Рязанова - "Гусарская"
- Фильм "... о солдате"
- Фильм "Гусарская ..."
- Фильм Александра Сурина "... о комиссаре"
- Фильм Григория Чухрая "... о солдате"
- Песенно-лирический жанр
- "романс" в исполнении рок-музыкантов
- У Рязанова — "Гусарская"
- Не балда
- Балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы
- Крот ты фигня все
- Сборник стихов индонезийского поэта Рендры «... о людях любимых»
- Роман словенского писателя Цирила Космача «... о трубе и облаке»
- Роман датского писателя Могенса Клитгора «... о Нюторве»
- Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой
- Гёте не только возродил в Германии этот полузабытый поэтический жанр, но и дружески соперничал в нём с Шиллером
- Цикл таджикского поэта Мирзо Турсун-Заде «Индийская ...»
- Роман чешской писательницы Марии Майеровой «Шахтёрская...»
- "светлана" Василия Жуковского как произведение
- Повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс "... о невеселом кабачке"
- Поэма английского писателя Оскара Уайльда "... Редингской тюрьмы"
- … о доблестном рыцаре Айвенго
- Балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова Патетическая …
- Фильм Александра Сурина «… о комиссаре»
- Фильм … о солдате
- Фильм Гусарская …
- У Рязанова — «Гусарская»
- Симфония английского композитора Б. Бриттена … о героях
- Светлана Жуковского
- Романс в рок-музыке
- «Гусарская …», Рязанов
- Музыкальный «медляк»
- Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева Горная …
- Роман английского писателя Джона Уйэна … о майоре Изерли
- Повесть Стивена Кинга «… и гибкой пуле»
- Повесть Василя Быкова «Альпийская …»
- Поэма Леонида Мартынова «… об Алексее Кольцове»
- Жанр фольклора
- Музыкальное произведение героико-эпического характера
- Произведение австралийского писателя Ханса Карла Артмана «... из пригорода Вены»
- Произведение русского писателя Ивана Бунина из сборника «Тёмные аллеи»
- В провансальской поэзии - песня с рефреном, сопровождаемая танцем
- Тип песни в рок-музыке, представляющий собой медленную, мелодичную, лирическую композицию
- Сорт вишни
- Стихотворение русской поэтессы XIX века Каролины Павловой
- Балет бурятского композитора Баудоржи Ямпилова «Патетическая ...»
- Стихотворение на историческую, легендарную тему
- Роман английского писателя Джона Уйэна «... о майоре Изерли»
- Сорт гречихи
- Фильм Александра Сурина «... о комиссаре»
- Симфония английского композитора Бенджамина Бриттена «... о героях»
- Фильм «... о солдате»
- Пьеса русского драматурга Виктора Лаврентьева «Горная ...»
- Повесть Стивена Кинга «... и гибкой пуле»
- Легенда, рассказанная в стихах
- Тип песни в рок-музыке
- Пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «... о невеселом кабачке»
- Повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «... о невеселом кабачке»
- «Светлана» Василия Жуковского как произведение
- Роман латвийской писательницы Регины Эзеры «... дятлового бора»
- Поэма Леонида Мартынова «... об Алексее Кольцове»
- Поэма английского писателя Оскара Уайльда «... Редингской тюрьмы»
- Роман английской писательницы Мюриэл Спарк «... о предместье»
- Стихотворение Бориса Пастернака
- Фильм Григория Чухрая «... о солдате»
- Повесть Василя Быкова «Альпийская ...»
- Героико-эпическое стихотворение-легенда
- Стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера
- Жанр поэзии, лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы
- Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера
- Стихотворение М. Лермонтова
- Стих. М.Лермонтова; жанр поэзии
- Поэтический жанр
- Стихотворное повествование, песня, основанные на предании
- Лирический жанр в литературе средневековой Европы
- Инструментальная пьеса эпического характера
- Жанр поэзии
- Стих. М.Лермонтова
- "... о доблестном рыцаре Айвенго"
- "Романс" в рок-музыке
- "Светлана" Жуковского
- "гусарская ...", Рязанов
- (франц. ballade, от латинского ballo, танцую) фольклорный жанр у народов Европы, первоначально — хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов) (этнографическое)
- Балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы
- Балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова "Патетическая ..."
- Вид лирического стиха
- Вид стихотворения
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
баллады, ж. (ит. ballata).
Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).
Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).
Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы "Руслан и Людмила". Французская баллада (лит.) - баллада во 2 знач.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж.
Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.
-
Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера.
прил. балладный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
Отдельное произведение такого жанра.
Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo - танцую) во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ). 3) В музыке - встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады - сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo ≈ танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья ≈ лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов ). Классическая французская Б. 14≈15 вв. ≈ бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец ≈ Б. «О женщинах былых времён» Ф. Вийона . В средневековой Англии Б. ≈ народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма , романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг ≈ в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне ≈ в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий ≈ авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической «тональности» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).
Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии ≈ в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией ≈ «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.
Инструментальная Б. ≈ жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность ≈ с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).
Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, «Северные записки», 1916, ╧ 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.≈Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.
В. А. Никонов, Е. М. Царёва.
Википедия
Балла́да ( окс . balada/ballada, от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин . Основные значения:
- Средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма ;
- Лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
- Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.
- Баллада — (1) средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма; (2) лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.; (3) поэтический и музыкальный жанр эпохи романтизма
- Рок-баллада — разновидность песни в рок-музыке
Художественные произведения:
Книги:
- Баллада об Аотру и Итрун
- Баллада о гибкой пуле
- Автоматная баллада
Фильмы:
- Гусарская баллада
- Баллада о солдате
- Альпийская баллада
- Баллада о старом оружии
Альбомы:
- Баллада о скрипках
Примеры употребления слова баллада в литературе.
В программе: традиционная музыка Западной Европы и России - танцы, баллады, обрядовые песни, инструментальные наигрыши Зал Центрального Дома ученых В программе: Чайковский, Глинка, Динику, Сен-Санс, Григ, Алябьев, Лист Абонемент 85 Великий романтик фортепиано.
Именно тогда она начала задумываться: уж не пожаловался ли ему новый арфист, что дети неверно затвердили баллады и предания?
Новый арфист привез песни, которые я никогда даже не слышала - например, ту балладу, что он пел в день приезда.
Может, так и к лучшему - новый арфист без конца донимал Януса вопросами: вынь ему да положь, кто разучивал с детьми обязательные песни и баллады!
Скотт останавливается на спорах, которые вели фольклористы в его время, например об авторстве баллад, о социальном положении древнего менестреля, о преимуществах и недостатках различных источников балладного творчества и т.
Старинная баллада слишком часто страдает незначительностью мысли и бедностью выражения еще и потому, что видимая простота балладной строфы порождала сильный соблазн к сочинительству небрежному и тривиальному.
Есть хорошо сделанные батальные эпизоды, есть полные юмора народные сцены, есть чудесная идиллическая картина жизни гонимого Ллуэллена в лесу, вдохновленная балладами о Робине Гуде.
Старинная баллада Неприятель начал яростную атаку на мост несколько раньше, чем Мортон и Берли присоединились к оборонявшим его повстанцам.
В рок-н-роллах Элвиса и балладах Битлз мы открывали больше смысла, чем во всех тех статьях Ленина, что я законспектировал в 9-м и 10-м классах школы и на 3-х курсах института.
Поскольку Микл, отличный версификатор, умел также придавать своим стихам большую напевность - тут ему могли бы позавидовать барды гораздо более известные, - то и баллады эти очень ему удались, если, конечно, рассматривать их как произведения явно современные.
После событий в Динас Бренине, Килларе и Эймсбери моя слава неимоверно возросла, воспетая в балладах и песнях.
Музыку этой баллады сочинил друг Генри, Пол Дрессер, брат романиста Теодора Драйзера.
Все здесь было туманно и проникнуто атмосферой влюбленности, как немецкая баллада, -- это было подлинное убежище для страсти тысяча восемьсот двадцать седьмого года, с благоухающими в жардиньерках редкостными цветами.
Сейчас она начала петь отрывок из старой баллады: Тосклив мой сон, лорд Арчибалд, Моя постель - как лед, Возлюбленный неверный мой, Заутра - твой черед!
Гибор, отрицательно мотнув головой, рвет с шеи миндальный орех черненого серебра, в два такта баллады о короле Родриго мелодический медальон раскрывается, красный порошок ссыпан на тыльную сторону ладони, язык упоительной длины подбирает яд в один сапфический икт и симитарра в зрачках Магомы истоньшается, вспыхивает, перегорает - она не нужна.
Источник: библиотека Максима Мошкова