баббит в словаре кроссвордиста
баббит
- Антифрикционный сплав на основе стронция или свинца
- Сплав с низким коэффициентом трения
- Сплав свинца, сурьмы и меди
- Антифрикционный сплав для заливки вкладышей подшипников
- Американский изобретатель (1799-1862)
- Оловянно-свинцовый сплав с малым трением для заливки вкладышей подшипников скольжения
- Антифрикционный сплав подшипников
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Сплав на основе олова или свинца, применяемый при изготовлении подшипников.
Большая Советская Энциклопедия
антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначаемый для заливки вкладышей подшипников. Некоторые марки Б. содержат сурьму, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний и др. Б. изобретён в 1839 И. Баббитом (I. Babbitt, США). Высокие антифрикционные свойства Б. обусловливаются его особой гвт ерогенной структурой, характеризующейся наличием твёрдых частиц в мягкой пластичной основе сплава. Б. отличается низкой температурой плавления (300≈440╟C), хорошей прирабатываемостью.
Б. на оловянной основе применяют для подшипников ответственного назначения, когда от антифрикционного материала требуются повышенная вязкость и минимальный коэффициент трения. Оловянный Б. по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, износоустойчивостью и теплопроводностью, а также более низким коэффициентом линейного расширения.
Свинцовые Б. могут работать при более высокой температуре подшипника, чем оловянные. Свинцовый Б. применяют для заливки подшипников двигателей автомобилей, тракторов, прокатных станов. Свинцовокальциевый Б. применяют для заливки подшипников подвижного состава и железнодорожного транспорта.
Е. С. Шпичинецкий.
Википедия
Бабби́т — антифрикционный сплав на основе олова или свинца , предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника скольжения.
Наиболее распространённые варианты химического состава сплава:
- 90 % олова, 10 % меди;
- 89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди;
- 80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова.
В качестве легирующих присадок могут быть использованы: сурьма , медь , никель , мышьяк , кадмий , теллур , кальций , натрий , магний .
Температура плавления — 300—440 °C.
Первый подшипниковый сплав разработан американцем Исааком Бэббитом в 1839 году.
Баббит, основу которого составляет олово (марки Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2), используют, когда от антифрикционного материала требуются повышенная вязкость и минимальный коэффициент трения . Оловянный баббит по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью , износостойкостью и теплопроводностью .
Баббиты на основе свинца (марки Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15) обладают более высокой рабочей температурой, чем на основе олова. Применяется для подшипников дизельных двигателей , прокатных станов .
Свинцовокальциевый баббит используют в подшипниках подвижного состава железнодорожного транспорта .
Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое сопротивление усталости , что ухудшает работоспособность подшипника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно эксплуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный стальной или бронзовый корпус. Обычно тонкостенные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изготовляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на линии непрерывной заливки. Продолжительность работы подшипников зависит от толщины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Уменьшение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.
Примеры употребления слова баббит в литературе.
Инженер Гефт, напишите заявление на выдачу вам под отчет трех тысяч марок на баббит и бронзу, -- распорядился Загнер.
Зато пользу этого хорошо понимал мичман Петляев: обменивая у механиков других катеров, в зависимости от спроса, клингерит на сверла, баббит на карбюраторы, асбест на какие-нибудь торцовые ключи, он постепенно создал свой золотой фонд материалов и инструментов, благодаря чему мог считать себя независимым от случайностей снабжения.
На четырех военно-сторожевых катерах и буксире подшипники залиты старой выплавкой с содержанием баббита не более восьми процентов.
Заранее подсунутые Науменко в пазы под моделями, они отдавали свое тепло остывшему за ночь баббиту.
Источник: библиотека Максима Мошкова