Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

арабы

арабов, ед. араб, араба, м. Народ, населяющий Аравию.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

арабы

-ов, ед. араб, -а, м. Населяющие Западную Азию и Северную Африку народы, к к-рым относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др.

ж. арабка, -и.

прил. арабский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

арабы

мн.

  1. Народы семитской этноязыковой группы, населяющие некоторые страны Юго- Западной Азии и Северной Африки.

  2. Представители этих народов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

арабы

АРАБЫ (самоназвание - аль-араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.), основное население арабских стран Зап. Азии и Сев. Африки. Общая численность св. 199 млн. человек (1992). Язык арабский. Большинство - мусульмане.

Большая Советская Энциклопедия

Арабы

(самоназвание ≈ аль-араб), группа народов, населяющих арабские страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А. живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и других странах Вост. Африки. Значительные группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне арабских стран, около 96 млн. чел. (1967, оценка), в том числе в Азии ≈ около 32 млн. и в Африке ≈ около 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке . По религии большинство А. ≈ мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к другим направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании). Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского полуострова. В 1-м тыс. до н. э. возникли первые арабские государственные образования: Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян ≈ на северной границе Аравии. К 5≈6 вв. н. э. относится образование арабских государств Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс складывания единого арабского народа. В это время арабское общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения ≈ вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть , авункулат , ортокузенный брак и др.). К 5≈6 вв. арабские племена составляли б. ч. населения Аравийского полуострова. Проникновение А. в соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания , в результате которых был создан обширный Арабский халифат, простиравшийся от Индии до Атлантического океана и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнической истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А. восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная арабская культура , оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Арабский халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате освободительной борьбы завоёванных народов и роста феодального сепаратизма. В 16 в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Сев. Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см. Турция ). Начиная с 19 в. арабские земли подвергались систематическому ограблению и захвату колониальными государствами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть территории Марокко была захвачена Португалией ещё в 15≈16 вв.). Но национально-освободительная борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В конце 19 ≈ начале 20 вв. она особенно усилилась. В 40≈60-х гг. 20 в. мощный подъём национально-освободительного антиимпериалистического движения завершился для большинства арабских стран завоеванием государственной независимости.

Подавляющее большинство А. ведёт оседлый образ жизни, причём значительная их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства арабских стран сложились национальная буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского арабского населения имеется значительная прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет полукочевое хозяйство, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преимущественно верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьей дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде арабских стран (Сирия, Ирак, ОЛР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется современная с.-х. техника. Типы традиционных домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома средиземноморского типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика); в Юж. Аравии ≈ башнеобразные дома в несколько этажей; у крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европейская одежда всё более вытесняет традиционную белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений ≈ перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов ≈ и молочные продукты. Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. и городских рабочих ≈ всё это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменных и феодальных отношений. В ряде арабских стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономические преобразования антикапиталистического характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. (Об истории, хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. в статьях о соответствующих странах.)

Лит.: Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю. Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М.≈Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, «Советская этнография», 1957, ╧ 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX ≈ первой трети XX в., М., 1961; Тахир Абдаль-Джалиль, Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в арабских странах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Епсусlopédie de l'Islam, v. 1, P., 1960.

Н. С. Луцкая.

Википедия

Арабы

Ара́бы  — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки . Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо . Численность арабов составляет около 430-450 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам , часть — христианство .

Примеры употребления слова арабы в литературе.

В этом году арабы отвергли раздел Эрец-Исраэль и отказались провозгласить предполагаемое арабское государство, и британская администрация, которая еще управляла подмандатной территорией, отказалась реализовать рекомендованный ООН план раздела.

Кроме немцев Чехословакии и Польши, которых Гитлер использовал для захвата этих стран и которые после его поражения были изгнаны на урезанную территорию Германии, арабы - единственный народ, чьи беженцы - результат его собственной агрессивности.

Это всеобщее бегство явилось большей своей частью выражением веры арабов в широковещательные сообщения и призывы совершенно лишенной чувства реальности арабской печати и в безответственные выступления некоторых арабских лидеров, обещавших, что в течение короткого времени евреи будут разбиты армиями арабских стран, и арабы Палестины смогут вернуться на свою землю.

Израиля для ведения пропагандистской войны против измышлений и лжи, которые распространяли по всему миру не только арабы, не только наши заклятые враги, но и введенные в заблуждение доброжелатели.

В этот период - в течение семи лет - арабы совершили 11 873 нападения.

Если арабы убегут в соседние страны, это заставит народы этих стран сделать большее усилие в поддержку вторжения.

Фактор неожиданности еврейские силы упустили, и арабы сражались за каждый дом.

Иордания и египетский губернатор в секторе Газы потребовали, чтобы в списки беженцев были включены все арабы, которых сочтут нуждающимися в помощи как жертв войны 1948 года.

Публикация части официальных секретных документов британского архива того периода укрепила подозрения, которые существовали давно: никогда бы арабы не начали наступление на сионизм без поддержки британцев, которые их вдохновляли, обучали и покровительствовали им.

На этом основании арабы со временем развернули шумную пропагандистскую кампанию, требуя права на дополнительные огромные территории включая Палестину.

Оказалось, что арабы, в том числе арабы Эрец-Исраэль сыграли решающую роль в освобождении страны от турок.

Разрешено только стрелять в воздух, и арабы, услышав выстрелы, тут же убегают.

Те арабы, которые находились в контакте с евреями, жили с ними в мире.

В 1936, несмотря на многомесячное натравливание, арабы в большинстве своем остались равнодушными к подстрекательствам Хаджа Амина.

Или, что было более вероятно, арабы должны были помочь британцам в уничтожении сионистов, поскольку британцы гарантировали им независимость, которой угрожало движение еврейского сопротивления.

Источник: библиотека Максима Мошкова