анапест в словаре кроссвордиста
анапест
- Стихотворный метр с акцентом на третьем слоге
- Стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами
- Стихотворный метр, обратный дактилю
- Трехсложный стих
- Трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге
- Стихотворный метр из 3 стоп
- Обратный дактилю стихотворный размер
- Стихотворный метр с акцентом на 3-м слоге
- Обратное дактилю
- стих. метр с акцентом на 3-м слоге
- «отраженный назад» стихотворный метр
- Трехсложная стихотворная строфа с ударением на последнем слоге
- Трёхсложный стихотворный размер
- Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге
- Стихотворный метр
- "отраженный назад" стихотворный метр
- м. греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестическuй стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов
- Размер стиха
- Стихотворная стопа
- Стихотворная стопа из двух коротких и третьего
- Стихотворный метр в 3 стопы
- Стихотворный метр в три стопы
- Стихотворный метр из трех стоп
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: ИИ- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестическuй стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
анапеста, м. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: Бедняки | ему пес|ню поют. Некрасов.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. (спец.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
прил. анапестический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Стихотворный размер, трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад) стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И -); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Большая Советская Энциклопедия
(греч. anapaistos, буквально ≈ отражённый назад; обратный дактилю), в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры , состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце стопы. В силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. в русском) ≈ трёхсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается ударный слог (ÈÈ≈):
(А. А. Фет).
Википедия
Ана́пест ( — отражённый назад, обратный дактилю ; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее ) — трёхсложный стихотворный размер .
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.
Пример из Александра Блока : О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Пример (также А. Блок ):
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века ).
Примеры употребления слова анапест в литературе.
А то у Вас хорей это ямб, амфибрахий - анапест, а дактиль похож на себя самого, но только во множественном числе.
Я не смог бы отличить анапест от антрекота, однако все, что написал Файрватер, должно быть прекрасно!
А когда не пишущий стихов человек берется стихи оценивать, не отличая при этом амфибрахия от анапеста, - его оценкам грош цена, и тут никакие ссылки на интуицию и вкус не помогут.
Тогда начался спор о том, как следует оратору начинать свою речь, с анапеста или с дактиля.
Стихи написаны пятистопным анапестом - размером, располагающим к стремительно-накатанной риторической интонации.
То ямбом, то дактилем, то анапестом, Наотмашь, в клочья, с грохотом, треском.
Звучание его было весьма странным: льющийся, богатый анапестом ритм усиливали неожиданные вторжения, разбивавшие строчки, словно топором.
Парод начинается анапестами корифея хора - 134-171 - и заканчивается песнею хора - 172-202.
Иными словами, за четырнадцать лет, с помощью социальных преобразований, остановившееся прекрасное мгновение становится утраченным, гекзаметрический пятистопник анапеста превращается в гекзаметрический пятистопник дактиля, любимая всеми жена -- в леди, золотой век в Тавриде -- в трагедию отказа от запретных воспоминаний.
Тут барон ударил в ладоши, и тотчас загремела пронзительная, шумная детская музыка, и более сотни крохотных господ, вышедших из карет и соскочивших с лошадей, прошлись колесом, потом стали на ноги, отбивая, как тот первый гонец, затейливые трохеи, спондеи, ямбы, пиррихии, анапесты, трибрахии, бакхии, антибакхии, хориямбы и дактили, так что любо было смотреть.
Начать хотя бы с того, что пятистопный дактиль первого и пятистопный же анапест второго по сути являются нашим доморощенным вариантом рифмованного гекзаметра, о чем свидетельствует их массивная цезура.
Что такое ямб, хорей, дактиль или анапест, всяк знает, если немного кто разумеет правила стихосложения.
Все обратились к нему, спрашивая его мнения относительно дактилей и анапестов.
Юлиан, пойдем после ужина к морю: я сегодня не могу слушать споров о дактилях и анапестах.
Да у нас Рифмач больше даст тому, кто на его глазах под комментарий каким-нибудь анапестом сожрет собственное дерьмо, и находятся охотники.
Источник: библиотека Максима Мошкова