Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

алхимия в словаре кроссвордиста

алхимия

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

алхимия

ж. применение химии к суеверному исканию философского камня, всеобщего целебного снадобья, и тайны обращения металлов в золото. Алхимический, алхимичный, к науке сей относящийся; алхимик м. кто ею занимается, как делом.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

алхимия

алхимии, мн. нет, ж. (араб. - философский камень, сокровенное искусство) (истор.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т. п.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

алхимия

-и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия.

.прил, алхимический, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

алхимия

ж. Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски "философского камня" как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

алхимия

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии - нахождение т.н. "философского камня" для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Положительная роль алхимии - в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средства) способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Большая Советская Энциклопедия

Алхимия

(позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «А.» производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō ≈ лью, отливаю, что указывает на связь А. с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia ≈ Египет, что связывает А. с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества ≈ «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4≈16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и «опытной» А., но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химических знаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей А. можно усмотреть начатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии. Например, в трактате Р. Бэкона «Зеркало алхимии» видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении «красного эликсира» из ртути и серы, Бэкон пишет: «...выбери вещество, содержащее чистую... ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...». У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.

Территориальное распространение А. весьма широко: это ≈ греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение А. было невелико.

Важнейшие успехи греко-египетской А. связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов («Лейденский папирус»); углублялись и расширялись знания химических процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А. принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Абу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А. невелик. Как указывает персидский медик Абу Мансур (10 в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органическими веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения.

В распространении А. на Западе большую роль сыграли экономические, военные и политические связи с Востоком; арабо-греко-египетская традиция была весьма сильна. В период с 9 по 15 вв. европейская А. дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в истории средневековой культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235≈1315) ≈ «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство», Арнальдо де Виланова (1250≈1313?) ≈ «О ядах», Альберт Великий (около 1193≈1280) ≈ «О металлах и минералах», Фра Бонавентура (1214≈1274), установивший факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке, Роджер Бэкон (около 1214 ≈ около 1292) ≈ «Могущество алхимии», «Зеркало алхимии» ≈ один из первых средневековых мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт.

Эмпирическая А. проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что «истина» ≈ ключ к превращению металлов в золото или серебро ≈ уже дана свыше, надо лишь выявить её путём магического ритуала и мистического откровения, по типу «Сезам, откройся! ».

История А., особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А., и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность «трансмутации» металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии , которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 ≈ началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка А. ≈ идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости ≈ едва ли может быть названа ложной.

Было бы неправильно считать, что А. является лишь зачаточной формой современной химии. В А. неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где А. выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где А. осознаёт себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера ≈ с материнским и отцовским началами и т. п.).

В связи с этим «темнота речи» многих алхимических трактатов может быть понята и объяснена тем, что в них органически слились в нерасчленённом ещё виде естественнонаучное и художественное представления о мире (таковы алхимические стихи Дж. Чосера, 14 в.). Кроме того, деятельность алхимика ≈ ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А. христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где А. выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской А. могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на А. позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления.

Лит.: Меншуткин Б. Н., Химия и пути ее развития, М.≈Л, 1937; Морозов Н. А., В поисках философского камня, СПБ, 1909: Джуа М., История химии, пер. с итал., М., 1966; Berthelot М., Les origines de l"alchimie, P., 1885; Lippmann E. O., Entstehung und Ausbreitung der Alchemic, Bd 1≈3, В. ≈ Weinheim, 1919≈54; Stillman J. М., The story of alchemy and early chemistry, N. Y., [1960]; Read J., Through alchemy to chemistry, L., 1957.

В. Л. Рабинович.

Википедия

Алхимия

Алхи́мия — специфическая область натурфилософии , сформировавшаяся в лоне герметической традиции .

Алхимия (альбом)

«Алхимия» — шестой альбом фолк-рок-группы « Мельница », вышедший 9 октября 2015 года. Тур в поддержку альбома начался 10 октября в Екатеринбурге , в Москве группа презентовала новый альбом 23 октября в Stadium Live .

«Алхимия» — первая часть задуманного группой концептуального диптиха, вторая часть которого должна выйти в 2016 году. «Мельница» работала параллельно над обеими частями.

Хелависа назвала «Алхимию» лучшим альбомом группы: Мы считаем, что это — наша лучшая работа на сегодняшний день. Писались мы достаточно быстро. Управились за лето. Но этому предшествовала большая подготовительная работа.

Примеры употребления слова алхимия в литературе.

Так вот, алхимия средневековых шарлатанов и суфлеров -- это из полушария профанов.

Англичанин -- алхимик, а алхимия, мой друг, -- это наука естественная.

Алхимия и астрология еще преподавались в колледжах и университетах, но какая алхимия и какая астрология!

И необходимо признать: геральдика, равно как алхимия, астрология, исагогия, эзотерическая география -- только смутный след принципиально иной, давно ушедшей культуры.

Потому-то алхимия ничего не говорит нам, равно, впрочем, как олимпийские боги или картины Боттичелли.

В начале нашей эры алхимия, возникшая на Востоке -- в Индии, Китае и Японии, проникла в Европу.

Такой поворот был неожиданным -- ведь алхимия, казалось, давно была выброшена на свалку истории.

Линден Стантон отмечает, что до Донна алхимия в литературе присутствовала внутри жанров, связанных исключительно с сатирой.

В творчестве Донна алхимия предстала в обновленном разнообразии форм, образов и возможностей использования.

Нет никаких сомнений, что здесь алхимия лишь следует христианству, привлекая для изъяснения своих практик его образность.

Как мы видим, здесь алхимия разрабатывает уже свои собственные представления о мироздании, параллельные христианству, но вместе с тем весьма далекие от его канонической догматики.

Пока ищут его формулу, мимоходом заметим, что своими позитивными сторонами алхимия и утопия схожи: пытаясь делать былью в разных областях мечту о родственной, если не тождественной трансмутации, первая винит в своих неудачах не подлежащее изменению в природе, вторая -- не подлежащее изменению в истории.

Для Юнга алхимия - не только мать химии, но и предшественница современной психологии.

В то время достаточно юный и впечатлительный, ночами, как лунатик, бродил я по Градчанам, и всякий раз в переулке Алхимиков меня охватывало странное чувство, в своих романтических грезах я почти видел это: вот открывается одна из покосившихся дверей низенького, едва ли в человеческий рост домишка -- и на облитую лунным мерцанием мостовую выходит он, Джон Ди, и заводит со мной разговор о таинствах алхимии, -- не той сугубо практической алхимии, которая занята единственно превращением неблагородных металлов в золото, а того сокровенного искусства королей, которое трансмутирует самого человека, его темную, тленную природу, в вечное, светоносное, уже никогда не теряющее сознание своего Я существо.

Поэтому я поведал императору лишь небольшую часть моих познаний в астрологии и алхимии, достаточную, чтобы снискать его благорасположение, и пропорциональную, как мне казалось, тому недолгому времени, в течение которого рассчитывал я найти при дворе приют в роли императорского математика и астролога.

Источник: библиотека Максима Мошкова