аллитерация в словаре кроссвордиста
аллитерация
- Купи кипу пик (прием)
- Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе для усилениязвуковой выразительности художественной речи
- Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении)
- Созвучие двух или нескольких слов, идущих друг за другом
- Повторение однородных согласных в литературном тексте
- Созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
аллитерации, ж. (от латин. littera - буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении - созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов.
Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. "чуждый чарам черный челн". Бальмонт.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad - к, при и littera - буква) повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., "Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. ad ≈ к, при и littera ≈ буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). Наиболее характерна А. для поэтики тех народов, в языках которых ударение падает на первый слог (германский, финский, некоторые из алтайских языков).
Википедия
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность .
Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).
Примеры употребления слова аллитерация в литературе.
Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт, и все прочие мелочи своего ремесла.
Только ли, что форма, синтаксис, аллитерация, эвфония - не просто внешняя орнаментовка, но часть смысла, замысла, сути мифа?
Даже разлегшись, как я привык, на кровати, под Гипнозом Гепатита - одна эта аллитерация может привести в восторг, - я, с присущим мне уменьем приспособиться, был беспредельно счастлив.
Размер, ритм, аллитерации, рифмы, цезура служат одной музыкальной и смысловой теме.
Этот пример лишний раз показывает, что и рифмы, и аллитерации, и словесная игра оправдывают себя лишь в тех случаях, когда они мобилизованы поэтической мыслью, а не слоняются без дела.
Ритмизация прозы, обильно встречающиеся у него аллитерации, ассонансы, рифмы, в связи с особой патетикой присущей ему манеры, создают впечатление витийства, рассчитанного на особый эффект.
Для этого он воспользовался багажом метафор, сравнений, антитез и прочих украшений классической риторики, а у родной поэзии заимствовал орудие аллитерации, чтобы придать своей прозе яркую звуковую окраску.
Он несомненно долго трудился над их отделкой и создал новую литературную технику, которая вызывала и дальнейшие подражания: техника эта заключалась в ритмизации речи, пользовании приемами поэтического стиля, - аллитерацией, ассонансами и т.
Даже природу и значение аллитераций трудно понять, вырывая из стихов случайные строчки и отделяя форму от содержания.
Но ведь можно назвать превосходные стихи, в которых никаких аллитераций нет.
И, как ни старался Сидней освободить свой стиль от влияния Лили, эвфуизмы в виде аллитераций, антитез и иных арабесок играют в его романе значительную роль: это было, в условиях тех годов, требованием жанра.
Фраза строится больше всего с помощью антитез, метафор, аллитераций, омонимов.
Мы знаем, что в греческой и латинской поэзии, богатой аллитерациями, и совсем не было рифмы.
Я знаю молодых поэтов, которые так стремятся украсить свои стихи новыми, смелыми до дерзости образами и уподоблениями и так прошивают стихи аллитерациями, что и слова не могут молвить в простоте.
Пользуясь аллитерациями, поэт как бы вскрывает самую структуру языка, в котором созвучия далеко не случайны.
Источник: библиотека Максима Мошкова