Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизированная форма Alanus ab Insulis) (ум. 1203) французский философ-схоласт, богослов и поэт, монах-цистерцианец. Автор "Плача природы" - философско-моралистического видения в художественной прозе и стихах - и аллегорической эпопеи в гекзаметрах "Антиклавдиан".
Википедия
Алан Лилльский (, , Alanus ab Insulis) (ок. 1120 , Лилль — 1202 , Аббатство Сито ) — французский теолог и поэт. Монах- цистерцианец . Католический святой (день поминовения 30 января).
Учился, вероятно, в Шартре , Париже , Туре . Преподавал в университете Монпелье свободные искусства , позже теологию. Отличался энциклопедической образованностью, за что заслужил почётное прозвище Doctor universalis. В 1179 участвовал в работе III Латеранского собора .
Автор сборника крылатых изречений «Parabolae» (319 дистихов ), а также нескольких теологических трудов о католической вере, о еретиках, о проповеди, а также алфавитного указателя к Библии «Словоразличия», приуроченного к толкованию в ней различных аллегорий .
Алан провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Используя аксиомы в логических конструкциях наподобие математических алгоритмов, в трактате «Правила богословия» построил дедуктивную систему теологии. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонического мистицизма , считал природу посредницей между творцом и материей.
Наиболее известное сочинение Алана Лилльского « Антиклавдиан » (Anticlaudianus; 1182—1183) в аллегорической стихотворной форме (написано гексаметрами ) представляет универсальный обзор тогдашнего знания. Формальным поводом поэмы Алана стало сочинение «In Rufinum» позднеантичного писателя Клавдия Клавдиана . В начале книги Клавдиана собираются воедино все грехи и пороки, чтобы сотворить чудище по имени Руфин . В «Антиклавдиане» воедино собираются все добродетели, чтобы сотворить идеального божественного человека (homo divinus). «Антиклавдиан» стал образцом аллегорической поэмы для всего позднего Средневековья.
В сочинении « Плач Природы » стихи чередуются с прозой, явно по модели Боэциева «Утешения Философией». Природа выступает здесь наподобие платоновского демиурга. Она является Алану в сновидении и объявляет себя наместницей Бога в деле творения, сошедшей на землю для борьбы с грехами пьянства, чревоугодия, гордыни и другими. В окружении прибывающих один за другим священнослужителей Природы в итоге объявляется отлучение от Природы и божественной Любви всех, кто погряз в смертных пороках. По оглашении этого декрета все Добродетели гасят лампады, и Алан пробуждается.
Литературный стиль Алана отличается изысканностью, вплоть до вычурности. Поэт использует весь огромный арсенал накопленных античностью литературных приёмов и риторических фигур — антитезы, параллелизмы, оксюмороны , катахрезы , перифрастические плеоназмы , этимологические фигуры , многочисленные метафоры .
Алан Лилльский — автор ряда знаменитых поговорок, в том числе
- У авторитета нос из воска (лат. Auctoritas cereum habet nasum; из трактата «Ars catholicae fidei»), то есть высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами;
- Все дороги ведут в Рим (лат. Mille viae ducunt hominem per saecula Romam, из «Liber parabolarum»).
а также аксиомы, которую сделал знаменитой Паскаль :
- Бог есть сфера мысленная, чей центр везде, а окружность нигде (из «Regulae coelestis iuris»).
Не следует путать Алана Лилльского с другим богословским писателем, , который был в 1151—1167 гг. епископом Осерским и умер в 1185 г. в Клерво .