Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

аватара в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аватара

АВАТАРА [санскр. - "нисхождение" (бога)] в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле. В мифах наиболее известны 10 Аватара Вишну.

Мифологический словарь

аватара

(индуист.) — «нисхождение» — воплощение божества в смертном существе ради выполнения какой-либо задачи (обычно спасения мира от некоей напасти, восстановления закона и добродетели). Наиболее известны десять аватар бога Вишну — рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, Парашурама (Рама-с-топором), Рама, Кришна, Будда, Калки (белый конь — будущая аватара, в облике которой Вишну появится в конце калиюги, чтобы подготовить возрождение мира).

Википедия

Аватара

Авата́ратермин в философии индуизма , обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в смертное существо (в частности в вайшнавизме нисхождение Вишну из Вайкунтхи ). Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление» или «проявление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве .

Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами . Из них наиболее популярны Кришна , Рама , Будда . Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран . В « Бхагавата-пуране » содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество. Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма . В большинстве традиций вайшнавизма изначальным источником всех аватар считается Вишну и Нараяна . Исключение составляют такие кришнаитские традиции, как гаудия-вайшнавизм , Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая, в которых источником аватар почитается Кришна .

В таких текстах, как « Ганеша-пурана » и « Мудгала-пурана », описывается нисхождение аватар Ганеши , известны также аватары Шивы . Однако, при более глубоком анализе источников можно прийти к выводу о том, что мифы об аватарах Ганеши и Шивы основаны на более древних сказаниях об аватарах Вишну.

  • О четырёх аватарах Ганеши в «Ганеша-пуране» см. John A. Grimes. Ganapati: Song of the Self. pp. 100—105. ( State University of New York Press : Albany, 1995) ISBN 0-7914-2440-5
  • О восьми аватарах в «Мудгала-пуране» см. John A. Grimes pp. 105—110. Одно из самых ранних упоминаний об аватарах содержится в « Бхагавад-гите », где Кришна описывает основные функции аватар — восстановление принципов дхармы , поддержание социального и космического порядка.

По мнению ряда исследователей, истоки концепции аватар Вишну содержатся уже в « Шатапатха-брахмане » .

Примеры употребления слова аватара в литературе.

Маска изображала лик аватара Дракона, чьим земным воплощением, согласно Выбору, считался ныне царствующий император.

У талии накидку скреплял золотой пояс с пряжкой в виде камеи аватара Химеры.

Бальд монету взял, покрутил в руках, -- и вдруг плюнул на изображение аватара Сфинкса, отчеканенного на лицевой стороне.

Его облачение составляли синий калазирис, плащ и покрывало в форме капора, лицо скрывала синяя маска аватара Сфинкса.

Она была в подпоясанной на талии мужской черной весте поверх короткого кафтана со стоячим воротником и длинными узкими рукавами, ноги укрывали черные колготы, кисти -- перчатки черной кожи, голову -- меховой берет с пером, а лицо -- маска аватара Сфинкса.

Герцог Крун восседал на троне из слоновой кости, по правую руку от него стояла принцесса Кримхильда, по левую -- загадочный, для большинства присутствующих, аморийский эмиссар в маске аватара Сфинкса.

На рукавах еще сохранились преторские нашивки с абрисом грозного аватара и тремя черными звездами о двенадцати лучах каждая.

Его облачение составлял новый черный калазирис с пышными золотыми эполетами, петлицами с ликом воинственного аватара и двумя большими звездами, каждая о двенадцати лучах, вышитыми на рукавах калазириса.

Последние лет двенадцать аватара обычно одевался во все черное, и теперь предстал перед подопечной в тугом черном трико, поверх которого были надеты черные же туника и короткий жилет.

А вот аватара не отводил взгляд от одного из голографических экранов, - там, в круговерти ядовитых испарений, косяк самых крупных местных хищников - ловких, острорылых тварей с похожими на ракетные стабилизаторы наростами вдоль позвоночника, атаковал какую-то не то стаю.

Все может измениться в любой момент, - глухо произнес аватара, изучая линию горизонта.

Затем он отыскал Аморфию - аватара, как завороженный, бродил по одной из панорам сражений.

Когда аватара, наконец, посетил ее, она плавала в гавани вместе с фиолетовокрылыми треугольными скатами неподалеку от трех огромных скал, являвшихся на самом деле кормой корабля.

Ну, что ж, очень хорошо, - сказала она, когда аватара подошел к лестнице.

По крайней мере, этот аватара совсем не напоминал ту девушку, с которой ему пришлось в свое время испытать чувство жгучего стыда.

Источник: библиотека Максима Мошкова